Китай идет в online наступление
Так сложилось, что в интернет-торговле вперед летит не наш паровоз, а китайский. И первая остановка у него как раз в России. Логистические компании в РФ уже заметили экспансию интернет-ритейлеров из КНР. «Три года назад в сфере трансграничной торговли была полная гегемония Запада: на 70% поставок из Европы и США приходилось только 30% из Китая, – говорит Алекс Васильев, советник гендиректора SPSR Express. – Сегодня ситуация изменилась до наоборот. Если тенденция сохранится, то к концу следующего года эта цифра легко может достигнуть 90%».
Частично сдвиг в сторону Китая был подогрет историей с курсами валют, но не только. Эксперты отмечают, что внутри Поднебесной рынок онлайн-ритейла сильно перегрет и ищет расширения за границами страны. Уже в ближайшей преспективе это создаст конкуренцию российским интернет-ритейлерам, которых не по китайской вине и так становится меньше. Основатели компаний «Сотмаркет» и «Ютинет» выставили их на продажу; финансовые проблемы есть у Vasko и Enter (ГК «Связной»); X5 Retail Group закрыла интернет-проект Е5.ru.
Китайские компании оказываются в выигрыше, поскольку речь идет о продажах, в которых очень мало звеньев в цепочке от производителя до покупателя, а модель кросс-бордов позволяет сэкономить на налогах.
Alibaba начала экспансию в РФ в феврале. Сейчас Aliexpress занимает уже первое место по количеству покупателей в России – 15,6 млн в месяц против 3,7 млн у eBay и 1,4 млн у Amazon, и все это без значительных затрат на маркетинг и создание бренда. За Джеком Ма (создатель Alibaba) в поисках сладкого куска в РФ устремились другие игроки. 16 июня еще один интернет-гигант с «китайской пропиской» JD.com объявил о выходе на наш рынок. В свою двенадцатую годовщину компания, капитализация которой превышает $50 млрд и которая год назад вышла на IPO, запускает русифицированный сайт, подписывает партнерские соглашения с SPSR Express, «Юлмарт», «Яндекс.Money», Qiwi и надеется заполучить «Рамблер» как рекламного союзника.
По оценке East-West Digital News, объем трансграничной интернет-торговли в РФ за 2014 г. вырос на 75%, до $4 млрд, при этом доминирование китайских компаний в количестве выполненных заказов составляет 75%. Это только начало. Рынок может вырасти в разы – сейчас в РФ он составляет 2–3% от оборота розничной торговли, в то время, как в Великобритании или США 12–13%, продолжая расти. Участники отечественного рынка присутствие китайцев уже ощутили, но предпочитают не думать о них как о прямых конкурентах. Самоуспокаиваются набором проблем, сваливающихся на всех, кто выходит на российский рынок онлайн-продаж: неразвитые логистика и инфраструктура, пока не решенные вопросы с приемом платежей и сервисным обслуживанием.
«Даже если Alibaba или JD.com открывают представительство, ставя перед собой в том числе и задачу создания системы клиентского обслуживания, компаниям только предстоит построить необходимую для этого инфраструктуру. К примеру, на сегодняшний день у Alibaba и прочих китайских игроков нет пунктов приема или обмена товара, которые есть у всех ведущих российских игроков e-commerce. Учитывая российскую географию и сложности логистики, построение такой системы может занять долгое время», – рассуждает Михаил Морозов, начальник управления интернет-продвижения ритейлера «Связной».
Но гораздо труднее будет преодолеть ментальные сложности. Сейчас доступ к Интернету в РФ имеют 80 млн человек, при этом только 45% из них когда-либо совершали покупки через Сеть. Екатерина Шукалова, руководитель интернет-агентства «Ферт», отмечает: «Сейчас с натяжкой можно говорить о готовности большей части населения крупных городов России приобретать товары в китайских интернет-магазинах. Что скрывать, многие еще не преодолели страх покупок в онлайне даже в магазинах российских брендов». В долгосрочной перспективе (шесть–десять лет) ситуация может принципиально поменяться: развитие технологий, повышение уровня образования пользователей...
Понимают это и сами китайцы, стараясь найти союзников среди сильных игроков российского рынка. «Рынок слишком большой, чтобы мы начали переживать – мы только рады. Мы не жадные! – отмечает Брайан Кин, директор по коммуникациям и взаимоотношениям с инвесторами «Юлмарт». – Соглашение с JD.com – это взаимовыгодное технологическое сотрудничество: мы предоставляем китайским партнерам инфраструктуру с прозрачной системой доставки, а нас интересуют технологии для создания собственного market place. В прошлом году у нас были продажи на $1 млрд 300 млн без НДС, и мы рассчитываем, что через пять–семь лет выйдем на показатели свыше $20 млрд». Соглашение, по словам Кина, пока безденежное.
По признанию игроков отрасли, российский сегмент e-commerce сейчас сильно страдает от оттока зарубежных инвестиций, бывших его двигателем последние несколько лет.
Еще одна плохая новость для нашего рынка состоит в том, что пока все купленные за рубежом товары поступают в РФ без обложения налогами и пошлинами. Сейчас Ассоциация компаний интернет-торговли, по словам Алексея Федорова, управляющего партнера ГК «220 вольт», лоббирует снижение суммы беспошлинной торговли с 1000 до хотя бы 200 евро. Кстати, в западных странах беспошлинно можно ввезти посылку только на 20 евро.
«Alibaba уже завалила «Почту России» под Новый год заказами к китайским производителям от российских покупателей, – вспоминает Дмитрий Лисицкий, гендиректор Allbiz. – Тогда стало ясно, что это только цветочки, ягодки будут впереди. Так что у интернет-магазинов был люфт по времени, чтобы подготовиться к приходу мирового гиганта – если уж не стратегию изменить, то хотя бы разработать акции, которые помогли бы сохранить клиентов». Но опасаться конкуренции стоит не всем: на рынке портативной электроники конкуренция может усилиться прежде всего в сегменте аксессуаров и отчасти в нише самых дешевых телефонов, объем которой становится меньше. Также китайский сервис предпочтут те, кто хочет купить товары, не представленные в РФ.
В ближайшем будущем локальным игрокам, работающим в нижнем ценовом сегменте В2С, да и мировым ритейлерам, будет очень сложно конкурировать с китайцами. Но экспансия может быть гораздо шире: в КНР успешно сосуществует несколько площадок Alibaba. Это, к примеру, Tmall, где продаются только брендовые товары, и Taobao – С2С-площадка, где продавцами и покупателями являются лишь частные пользователи. Аналогичный подход Alibaba может использовать и в РФ, что позволит захватить все сегменты рынка интернет-ритейла.
Сегодня российские компании в растерянности смотрят на действия иностранных конкурентов и больше озабочены внутриэкономическими трудностями. «Пока есть пространство на рынке, собственные действия влияют на результат значительно сильнее, чем действия конкурентов», – уверен Виталий Вавилов, партнер Strategy Partners Group. Под китайским натиском рынок будет сжиматься, как шагреневая кожа.