Китай останавливается
"Китайское чудо" состояло из нескольких элементов: во-первых, экономика государства была ориентирована на экспорт, во-вторых, многие индустриально развитые страны переводили в Поднебесную свои производства и заказы, соблазняясь более дешевыми условиями производства. Важнейшей причиной дешевизны производства была недорогая рабочая сила.
И вот эта "машина" ломается. Послекризисный мир уже не может, как раньше, наращивать объемы закупок китайских товаров, а несколько десятилетий экономического роста приводят к тому, что зарплаты в КНР выросли и рабочая сила стала не такой дешевой, как когда-то.
Инвесторы впервые недовольны
Столкнувшись с подорожанием китайской рабочей силы, западные коммерческие структуры стали уводить производство из КНР. Так, немецкий концерн Simba-Dickie-Group полностью вернул выпуск своих детских товаров в Германию, Apple инициировал программу возвращения производства компьютеров в США, концерн Adidas принял решение о закрытии фабрики в Поднебесной, голландская Philips сообщила о переносе части производства из Китая на свой голландский завод, объяснив это тем, что стоимость труда высококвалифицированных инженеров в КНР заметно выросла, General Electric уже переместила часть сборочных производств из Мексики и Китая в штат Кентукки.
Согласно исследованию французского банка Natixis, в течение ближайших четырех лет стоимость рабочей силы в Китае достигнет уровня, наличествующего в Соединенных Штатах, через пять лет Поднебесная догонит страны ЕС, через семь - Японию. По заявлению аналитиков Boston Consulting Group (BCG), стоимость производства в КНР в 2015 г. будет такой же, как в США.
По данным BCG, 37% от всех базирующихся в Китае американских корпораций планируют или уже начали передислокацию производство обратно в США. Среди компаний, чей оборот превышает $10 млрд в год, этот процент еще выше - 48%. И даже сами китайские производители начали перемещать свои производства в соседние страны Юго-Восточной Азии.
По итогам прошлого года практически половина из 1700 работающих в КНР компаний, опрошенных Ernst-and-Young, заявила, что прибыльность бизнеса там сократилась по сравнению с 2011 г. (объем снижения опросом не фиксировался). В большинстве секторов экономики отмечаются замедление выручки и рост издержек. Менее трети из 500 европейских компаний, опрошенных Торгово-промышленной палатой ЕС в Китае, испытывают оптимизм по поводу ожидаемой в ближайшие два года прибыли от бизнеса в стране. Это рекордно низкий показатель, зафиксированный ежегодным исследованием.
Российские компании, которым приходится закупать китайские товары, признают, что они становятся все дороже. Об этом "Ко" рассказал Гайк Симонян, генеральный директор ООО "Бентус лаборатории", которое уже более трех лет закупает в КНР упаковку и оборудование. "Ранее существовавшее предубеждение о том, что качество китайских товаров прямо пропорционально цене поставляемой продукции, уходит в прошлое, так как за последнее время уделяется большое внимание качеству продукции на всех этапах - от подбора материалов до процесса сборки механизмов, - утверждает Гайк Симонян. - Например, китайская полиэтиленовая упаковка по своим характеристикам ничуть не уступает польской. Китай стал одним из сильнейших игроков на рынке упаковки. Однако изменения коснулись не только качества продукции. Зимой 2013 г. произошел рост цен на основные позиции по упаковке. Он составил 10-12%".
"В последние несколько лет в КНР отмечается заметное увеличение заработной платы на ряде производств, соответственно выросла и стоимость товаров. В связи с этим страны Юго-Восточной Азии получили сильное конкурентное преимущество перед Китаем, - говорит Александр Княжевский, директор группы "СВ-Трейд", предоставляющей комплекс услуг в сфере внешнеэкономической деятельности. - Например, Таиланд и Вьетнам располагают дешевой рабочей силой, а качество их товаров не уступает китайскому. С начала 2013 г. 5% наших клиентов переориентировалось с китайских поставщиков на производителей из стран АСЕАН, несмотря на более высокую стоимость доставки груза. При этом крупные импортеры даже в среднесрочной перспективе не собираются менять направления закупок".
Ответственный за скорость
Впрочем, для России перемены в экономике КНР важны не потому, что могут подорожать китайские товары. Дело в том, что среди крупных государств мира Китай являлся наиболее быстро развивающейся страной, чьи темпы роста тяготели к 11% в год на протяжении нескольких десятилетий. Поднебесная давала примерно треть прироста мировой экономики. И именно поэтому от темпов роста в КНР во многом зависят и темпы роста многих российских отраслей экономики, в особенности экспортных, поскольку Китай - крупнейший потребитель нашего сырья. Хотя он потребляет только 12% мирового экспорта нефти, на него приходится половина прироста глобального спроса на "черное золото".
И вот теперь экономика КНР начала замедляться. МВФ понизил свой прогноз по китайской экономике на этот год с 8 до 7,75%. Швейцарский UBS и британский Royal Bank of Scotland снизили ожидания по динамике ВВП Китая до 7,5%. Официальный прогноз на год составляет 7,5%, однако министр финансов страны Лоу Цзивэй недавно намекнул, что темпы роста экономики могут упасть вплоть до 6,5%. По расчетам Societe Generale, в случае реализации пессимистичного сценария ("жесткой посадки") рост экономики может опуститься до 6% к концу этого года и составить 3% в первом полугодии следующего. Для Китая это цифры беспрецедентно низкие, а главное, за счет этого проседает глобальный экономический рост (Всемирный банк снизил прогноз роста мировой экономики с 2,4 до 2,2%).
"Китай переориентируется с экспортной модели, зависящей от иностранных инвестиций, на внутреннее потребление, - отметил недавно финансовый гуру Джордж Сорос. - Процесс переориентации будет крайне сложен, поскольку сейчас Китай способен потреблять лишь 30% товаров, которые производит, инвестиции и экспорт составляют до 70% поступлений в бюджет. Такая структура экономики не способна постоянно увеличивать показатели в долгосрочной перспективе. Поэтому общий знаменатель будет гораздо скромнее, чем ожидалось ранее".
Глава КНР Си Цзиньпин заявил о том, что количественные индикаторы роста ВВП уже не являются единственным показателем работы правительства, поскольку более важные результаты - это улучшение условий жизни людей, социальное развитие и сохранение окружающей среды.
Холод с Востока
Замедление в Китае приведет к тому, что страна не сможет в прежних масштабах оказывать поддержку мировым рынкам своим спросом на металлы и энергоносители.
Российская экономика базируется на экспорте сырья - нефти, газа, угля, металла, леса, удобрений, зерна. При этом в последние тринадцать лет РФ удавалось не просто продавать сырье по высоким ценам, но и пользоваться постоянным, из года в год продолжающимся ростом мировых цен на основные предметы экспорта. Например, средняя цена барреля экспортной российской нефти в 2000 г. составляла $24, в 2005 г. - $45, а в 2011 г. - $101. Тысяча кубометров экспортного российского газа соответственно за это время подорожала с $86 до $151, а затем до $339 (данные ЦБ РФ). Неизменное увеличение экспортной выручки было обеспечено приростом мирового спроса на сырье. И именно в этом пункте существует важнейшая зависимость России от Китая. Доля КНР в нашем экспорте меньше, чем доля ЕС или СНГ, однако, как отмечает аналитик департамента управления активами ОАО "Альянс Инвестиции" Ариэл Черный, риски, связанные с замедлением китайской экономики, заключаются не только и не столько в сокращении физических объемов поставок российской продукции в Поднебесную (хотя и эту угрозу не стоит недооценивать), а во влиянии китайского рынка на уровень цен на мировых товарных рынках в целом. Колебания спроса на сырье со стороны КНР приводят к изменениям цен на него на всех глобальных рынках. Так что российские производители и экспортеры не застрахованы от перепадов конъюнктуры китайского рынка, даже если непосредственные объемы поставок в Поднебесную незначительны. "В условиях экономических проблем в Европе - а это наш основной торговый партнер - Китай становится более "сложным" покупателем, стремящимся снизить цены на покупаемое у наших предприятий сырье", - указывает на дополнительный аспект проблемы старший портфельный управляющий GHP Group Юрий Селяндин.
Важно, что хотя непосредственные потери от снижения китайского спроса могут и не быть очень большими, они будут невосполнимыми. "При снижении объема закупок со стороны Китая наши производители просто не смогут быстро переориентировать свое производство на другие рынки, - предупреждает аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко. - Если учесть, что экономика ЕС стагнирует, то получается, что других альтернативных потребителей у нашей страны практически нет".
Пострадает ли "Роснефть"?
Основным поставщиком нефти в Китай является "Роснефть", планирующая расширить ежегодные поставки "черного золота" в КНР с 15 до 24 млн тонн, что может потребовать строительства дополнительных трубопроводных мощностей. "Безусловно, в случае дальнейшего углубления понижательных тенденций в китайской экономике пострадают совместные проекты с "Роснефтью" и "Газпромом", которые оцениваются в десятки миллиардов долларов инвестиций на данном - предварительном - этапе", - уверен Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента "Норд Капитал". Речь идет, в частности, о проекте трубопроводных поставок природного газа в Поднебесную по "восточному" маршруту.
Правда, есть и альтернативное мнение. Александр Киревнин, аналитик "ВТБ Капитал", указывает, что "китайские" контракты "Роснефти" являются долгосрочными и слабо подвержены влиянию краткосрочных экономических трендов. Более того, контракты заключаются на межправительственном уровне, поэтому их расторжение крайне маловероятно, хотя имеется вероятность попыток пересмотра. Впрочем, то замедление экономики, которое сейчас мы видим и в Европе, и в Китае, явно не краткосрочный тренд.
Главная опасность китайского замедления для России - не объемы поставок, а снижение цен из-за стабилизации китайского спроса.
У мировых аналитиков в настоящее время приобретает популярность идея о завершении периода роста цен на сырье. По мнению CitiGroup, 2013 г. будет первым годом, когда цены на сырьевые товары в конце года окажутся ниже, чем в начале. Завершение этого периода случилось в 2012 г., считают экономисты Citi, и связано это, по их мнению, как раз с изменением моделей роста экономики Китая и других развивающихся стран. В МВФ, например, ожидают сокращения индекса цен на все сырьевые товары на 11% до 2018 г.
А с учетом того, что крупные трубопроводные проекты окупаются в течение десятилетий, становится как-то боязно.
Наши елки
За последние десятилетия суммарный объем поставок лесоматериалов в Китай возрос в десятки раз. Россия - главный поставщик леса в КНР. Она занимает первое место по суммарным поставкам лесоматериалов (48,8%), в том числе на ее долю приходится 68% всего ввозимого в Китай круглого леса и 17,7% пиломатериалов прямоугольного сечения. Основными поставщиками являются группа "Илим", RFP, "Дальлеспром", "Сибэкспортлес", компании, аффилированные с Евразхолдингом, а также множество мелких и малоизвестных фирм. "Нельзя исключать, что в случае снижения спроса в Китае на лес какие-либо из этих компаний будут испытывать сложности со сбытом, - рассуждает Юрий Селяндин. - Это, в свою очередь, может привести к снижению занятости среди местных жителей". Получить комментарии у группы "Илим", к сожалению, не удалось.
По данным доцента кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Максима Сафонова, КНР закупает 50% от общего объема отечественного производства целлюлозы.
Почти полностью ориентированы на китайский рынок ЦБК Сибири. Например, Байкальский ЦБК до остановки экспортировал туда более 90% своей продукции. Однако доля поставок в КНР велика даже у производителей Северо-Запада, в регионе сосредоточено большинство крупных производителей: Соломбальский ЦБК (главный акционер - Сбербанк), Сегежский ЦБК (главный акционер - ВТБ), "Питкяранта" (владелец - группа STC Invest). Например, завод "Питкяранта", расположенный в Карелии, далеко не самом близком к Китаю регионе, поставляет в КНР 35% своей продукции.
В будущем значение КНР для российской целлюлозно-бумажной промышленности может вырасти еще больше за счет совместных проектов. Например, "Базовый элемент" и китайский производитель химического волокна TangShan SanYou XingDa Chemical Fiber подписали соглашение о намерениях, предусматривающее создание СП на базе Енисейского ЦБК (входит в "лесную" компанию "Базэла" "Континенталь Менеджмент"). Проектом запланирована модернизация предприятия в 2011-2015 гг., объем инвестиций - $300 млн.
"Альтернативы китайскому рынку для российских производителей сегодня не существует, - констатирует Максим Сафонов. - Спасает то, что зависимость России и Китая в области производства и потребления целлюлозы обоюдная". Конкурентов у РФ немного, и дела у них в последнее время неважные. Например, серьезными поставщиками считались чилийцы. Но после землетрясения в Чили в феврале 2010 г. там возник дефицит сырья, выросли спрос и цены на полуфабрикаты, картон, бумагу.
КНР ежегодно вводит новые мощности по бумаге и налаживает производство целлюлозы из лиственных пород (щепу для этого привозят из Австралии и Индонезии), но хвойную щепу взять неоткуда, а своих елок нет. Но следует иметь в виду, что китайцы не экспортируют хвойную древесину, являющуюся основным экспортным продуктом РФ. "Есть основания предполагать, - считает Максим Сафонов, - что в течение ближайших двух лет темп экспорта российского леса в Китай останется на нынешнем уровне".
Кто удобрит рисовые поля?
Еще одна важнейшая статья российского экспорта в Китай - удобрения, поставщиками которых являются компании "Уралкалий", "Фосагро" и "Акрон". Судя по статистике, в настоящее время проблемы имеются именно у поставщиков калийных удобрений, то есть у "Уралкалия". Правда, директор по продажам и маркетингу ОАО "Уралкалий" Олег Петров заявил "Ко", что трансформация, переживаемая сейчас китайской экономикой, как раз увеличит спрос на удобрения, поскольку забота об удовлетворении потребностей населения увеличит нагрузку на сельское хозяйство и спрос на его продукцию. "Удовлетворение этого спроса является одной из стратегических задач китайского руководства, а решение данной задачи невозможно без увеличения объемов вносимых удобрений", - уверен Олег Петров.
Однако по сравнению с предкризисными временами китайский спрос на удобрения снизился с 13 до 11 млн тонн, и "Уралкалий" даже временно прекращал поставки на рынок Поднебесной.
В прошлом году "Уралкалий", являющийся, кстати, крупнейшим производителем калийных удобрений в мире, был вынужден сократить выпуск продукции на 16%. Причина - очередная отсрочка подписания контрактов с КНР и Индией. В обеих странах долго сохранялись большие объемы накопленных остатков, и покупатели здесь не спешили с заключением новых сделок на поставки хлоркалия, настаивая на снижении цены. В этих условиях "Уралкалий", как и ряд других мировых производителей, предпочел сократить производство.
В первом полугодии этого года "Уралкалий" снизил выпуск калия на 6,25%. Гендиректор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер заявил, что, скорее всего, новый контракт с китайскими покупателями на второе полугодие заключен не будет - поставки возобновятся только в 2014 г. По данным Росстата, в первые пять месяцев 2013 г. падение российского экспорта удобрений в страны дальнего зарубежья в физическом весе составило 9%, причем именно за счет калийных удобрений (порядка 33%).
По словам Юрия Селяндина, не только Китай, но и другие покупатели, например Индия, имея запасы, давят на производителей по ценам, в том числе путем снижения объемов закупок. Это приводит к тому, что "Уралкалий", как и его конкуренты, не имеет возможности загрузить свои производственные мощности полностью.
К счастью, другие сектора рынка удобрений (фосфорные и азотные) негативным трендом, судя по статистике, пока не затронуты.
Металл в голосе
Производители угля и металла наиболее чувствительны к переменам в Китае. Падение российского экспорта черных металлов в страны дальнего зарубежья в стоимостном выражении за пять месяцев 2013 г. составляет более 19%. По итогам прошлого года падение равно 9%. Прибыль Новолипецкого металлургического комбината упала в I квартале этого года на 20%, еще хуже показатели у "Северстали" и "Мечела", а Магнитогорский меткомбинат и вовсе второй год не вылезает из убытков, достигших $100 млн. "Влияние замедления в Китае уже чувствуется полномасштабно: прибыли металлургов упали в диапазоне 20-90% в годовом выражении", - констатирует Владимир Рожанковский.
Ариэл Черный напоминает, что на Поднебесную приходится 40-50% всего мирового потребления железной руды и стали, меди, более 50% глобального потребления угля. В результате взлеты и падения экономики Китая сразу сказываются на ценах на всех мировых рынках этих товаров. Уже сейчас КНР, если смотреть в пересчете на душу населения, потребляет аномально много стали. По мере сокращения темпов экономического роста и изменения структуры экономики (увеличение доли среднего класса, рост веса сектора услуг в ВВП) потребность Китая в изделиях черной металлургии станет сокращаться (по крайней мере, не будет расти столь высокими темпами). Так что российским металлургам, вне зависимости от рынка сбыта, еще долго придется существовать в условиях низких цен.
"Замедление китайской экономики очень сильно влияет на цены, в результате чего страдают все производители, включая тех, кто большую часть продукции реализует на внутреннем рынке, в частности ММК, так как излишки продукции, которые Китай не может сам потребить, китайские компании стараются реализовать, что сбивает премии на локальных рынках", - соглашается Андрей Шенк из "Инвесткафе".
Впрочем, сами металлурги в трудностях не признаются. Представитель "Мечела" Елена Андреева заявила "Ко", что замедление развития экономики Китая не окажет заметного влияния на деятельность компании, поскольку основная часть металлопродукции "Мечела" реализуется на внутреннем рынке и потенциальное снижение цен на внешнем рынке металлопродукции напрямую не повлияет на группу.
Аналитики указывают и на другие опасности, связанные с переменами в Китае. Содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг считает, что замедление роста китайской экономики отрицательно скажется и на транспортном секторе, так как довольно большой объем грузов везется из КНР, а также негативно отразится на экономике Дальневосточного федерального округа, где бизнес сильно связан с Китаем. А Юрий Селяндин в дополнение ко всему прогнозирует увеличение предложения китайских товаров на российском рынке, что может составить серьезную конкуренцию продукции отечественных предприятий. Речь идет прежде всего о китайской машиностроительной продукции, которая в последние годы стала совершено неожиданно вторгаться в сферы, где ее никто не ожидал: автомобилестроение и производство оборудования для нефтегазовой промышленности.