Китайский контракт
Россия и КНР наконец договорились о поставках нефти в Поднебесную: контракт, подписанный в 2009 г., пришлось дорабатывать больше года. "Роснефть" и "Транснефть" предоставят КНР скидку в размере $1,5 за баррель, а китайская CNPC со своей стороны полностью погасит долг в $134 млн. В наших госкомпаниях соглашение считают выгодным, так как китайцы хотели в несколько раз больший дисконт.
Спорный документ был подписан три года назад. В обмен на кредиты от Банка развития Китая на $25 млрд для "Роснефти" и "Транснефти" госкомпании обязались до 2030 г. поставлять в КНР ежегодно по 15 млн тонн нефти. С января 2011 г. основным способом транспортировки углеводородов в Азию для России стал нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), построенный в том числе на китайские кредиты. Труба соединила месторождения Восточной Сибири с городом Сковородино в Амурской области, оттуда черное золото поставляется по двум направлениям: в приморский порт Козьмино и в китайский Дацин. Предполагалось, что кредит должен был погашаться за счет части выручки от продажи нефти в Поднебесную.
Но в январе 2011 г., как только поставки начались, с контрактом возникли проблемы. Стороны по-разному оценили коэффициент, определявший расходы "Транснефти" на доставку углеводородов. Долг рос более чем на $40 млн в месяц, но Пекин продолжал считать, что цена поставки должна была сократиться еще на 2-3%. У "Транснефти" и "Роснефти" не имелось причин увеличивать поставки, по крайней мере до тех пор, пока Китай не погасит долг. Договориться компаниям не удалось, долг CNPC к началу лета достиг почти $200 млн, а конфликт вышел на межправительственный уровень - в переговорный процесс включился вице-премьер Игорь Сечин. После очередного раунда обсуждений CNPC погасила большую часть долга и снизила размер недоплаты до $3 за баррель. После прошлогоднего октябрьского визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Китай стороны объявили об урегулировании взаимных претензий по поставкам нефти. Игорь Сечин заявил, что "рыночное решение найдено и достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии". В результате требуемая китайцами скидка в $13,5 снизилась до $1,5. К тому же были получены преференции для угольных компаний и атомщиков. Но потребовалось еще несколько месяцев, чтобы окончательно согласовать изменения в контракте между "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC.
Грубый подсчет показывает, что скидка выльется "Роснефти" в $3 млрд недополученной прибыли. Но это не совсем так. Китайцы первоначально требовали снижения тарифа за прокачку, который в случае принятия их условий обошелся бы в $30 млрд. Кроме того, нефть из ВСТО продается на тихоокеанском рынке с премией по отношению к сорту "Дубай" примерно в $6 на баррель за высокий сорт. Премия появляется благодаря большим объемам (от 30 млн тонн в год). Но без ввода в действие ВСТО роста поставок добиться не удалось бы из-за ограничений провозных мощностей железнодорожников. Таким образом, уступив $1,5, компания заработает на каждом барреле $4,5, или $9 млрд дополнительной премии за 20 лет. Эксперты в целом положительно оценивают новые договоренности, отмечая, что Китай в большей степени заинтересован в получении российских углеводородов, особенно на фоне обострения ситуации с иранской нефтью.
Андрей Полищук, аналитик "Брокеркредитсервис":
"Учитывая скидку в $1,5 с барреля, мы позитивно оцениваем соглашение между российскими компаниями и китайской CNPC. Если учитывать, что Китай рассчитывал на скидку в $13,5 с барреля, то убытки российский компании могли бы составить около $1,5 млрд в год. Текущие условия приведут лишь к потерям в $165 млн в год по сравнению с первоначальными условиями. Для "Роснефти" потери составят менее 1% показателя EBITDA. Суммарные же потери на весь период контракта составят около $3 млрд. В долгосрочной перспективе условия могут быть вновь пересмотрены. Тем более не стоит забывать, что "Роснефть" и "Транснефть" получили кредит в размере $25 млрд. Полученные средства использовались в том числе и для развития добычи нефти в Восточной Сибири.
Мы полагаем, что китайская сторона пошла на уступки из-за текущих перебоев в поставках. Китай заявлял, что испытывает недостатки в поставках около 500 000 баррелей из-за снижения импорта из Ирана и Судана. Также были сообщения о том, что Поднебесная просит увеличить поставки из России. КНР является перспективным рынком для РФ, который обладает высоким потенциалом для реализации нашей нефти и газа. Китайский рынок позволяет существенно сократить транспортное "плечо" для реализации восточносибирской нефти".
Виталий Михальчук, аналитик "Инвесткафе":
"Скидка в $1,5 за баррель на 110 млн баррелей, которые "Роснефть" будет поставлять в Китай каждый год в течение следующих 19 лет, выглядит хорошим компромиссом между сторонами. Хотя формально "Роснефть" потеряет около $165 млн в год, эти убытки могут быть покрыты, если Китай начнет погашение долга по новой цене".
Виталий Крюков аналитик ИФД "КапиталЪ":
"Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что российская нефть пользуется повышенным спросом. Китай не только покупает ее из недавно введенного в строй нефтепровода "ВСТО", но и в порту Козьмино, чего раньше не было. Это лишь подчеркивает, что КНР интересна российская нефть. Спрос на углеводороды увеличился после того, как Поднебесная снизила импорт иранской нефти. Поэтому и не удалось получить больший дисконт.
Для "Роснефти", учитывая, что компания создает мощный производственный кластер на востоке страны, другого выбора, кроме поставок нефти в Китай, особенно не было: нет смысла продавать ее на Запад из-за большого транспортного "плеча". Цены привязаны к рыночным, формируются в порту Козьмино, и они приемлемы для двух сторон. Даже после скидки поставки в Китай остаются одними из самых прибыльных для "Роснефти". Во-первых, за счет низкой транспортной составляющей, во-вторых, нефть из ВСТО котируется выше".
Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИК "Универ Капитал":
"То, что удалось договориться с Китаем, безусловный плюс. И дисконт в $1,5 за баррель совершенно некритичен - это сопоставимо с внутридневными колебаниями цены на нефть. Это не уступка Поднебесной, а один из инструментов для избежания разрыва контракта. На горизонте оставшихся 19 лет по этому соглашению гораздо большую прибыль или убыток могут принести простые колебания цены на нефть".
Еще по теме
Город Саров в Нижегородской области, известный в прошлом как Горький-130, он же Арзамас-75, он же Кремлев, он же Арзамас-16, на общедоступных советских картах не обозначался. Охраняется целой дивизией внутренних войск. Вот краткая справка о "почтовом ящике", где ковался "ядерный щит" Советского Союза.