Китайский контракт

05.03.201200:00

Россия и КНР наконец договорились о поставках нефти в Поднебесную: контракт, подписанный в 2009 г., пришлось дорабатывать больше года. "Роснефть" и "Транснефть" предоставят КНР скидку в размере $1,5 за баррель, а китайская CNPC со своей стороны полностью погасит долг в $134 млн. В наших госкомпаниях соглашение считают выгодным, так как китайцы хотели в несколько раз больший дисконт.

Спорный документ был подписан три года назад. В обмен на кредиты от Банка развития Китая на $25 млрд для "Роснефти" и "Транснефти" госкомпании обязались до 2030 г. поставлять в КНР ежегодно по 15 млн тонн нефти. С января 2011 г. основным способом транспортировки углеводородов в Азию для России стал нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), построенный в том числе на китайские кредиты. Труба соединила месторождения Восточной Сибири с городом Сковородино в Амурской области, оттуда черное золото поставляется по двум направлениям: в приморский порт Козьмино и в китайский Дацин. Предполагалось, что кредит должен был погашаться за счет части выручки от продажи нефти в Поднебесную.

Но в январе 2011 г., как только поставки начались, с контрактом возникли проблемы. Стороны по-разному оценили коэффициент, определявший расходы "Транснефти" на доставку углеводородов. Долг рос более чем на $40 млн в месяц, но Пекин продолжал считать, что цена поставки должна была сократиться еще на 2-3%. У "Транснефти" и "Роснефти" не имелось причин увеличивать поставки, по крайней мере до тех пор, пока Китай не погасит долг. Договориться компаниям не удалось, долг CNPC к началу лета достиг почти $200 млн, а конфликт вышел на межправительственный уровень - в переговорный процесс включился вице-премьер Игорь Сечин. После очередного раунда обсуждений CNPC погасила большую часть долга и снизила размер недоплаты до $3 за баррель. После прошлогоднего октябрьского визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Китай стороны объявили об урегулировании взаимных претензий по поставкам нефти. Игорь Сечин заявил, что "рыночное решение найдено и достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии". В результате требуемая китайцами скидка в $13,5 снизилась до $1,5. К тому же были получены преференции для угольных компаний и атомщиков. Но потребовалось еще несколько месяцев, чтобы окончательно согласовать изменения в контракте между "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC.

Грубый подсчет показывает, что скидка выльется "Роснефти" в $3 млрд недополученной прибыли. Но это не совсем так. Китайцы первоначально требовали снижения тарифа за прокачку, который в случае принятия их условий обошелся бы в $30 млрд. Кроме того, нефть из ВСТО продается на тихоокеанском рынке с премией по отношению к сорту "Дубай" примерно в $6 на баррель за высокий сорт. Премия появляется благодаря большим объемам (от 30 млн тонн в год). Но без ввода в действие ВСТО роста поставок добиться не удалось бы из-за ограничений провозных мощностей железнодорожников. Таким образом, уступив $1,5, компания заработает на каждом барреле $4,5, или $9 млрд дополнительной премии за 20 лет. Эксперты в целом положительно оценивают новые договоренности, отмечая, что Китай в большей степени заинтересован в получении российских углеводородов, особенно на фоне обострения ситуации с иранской нефтью.


Андрей Полищук, аналитик "Брокеркредитсервис":

"Учитывая скидку в $1,5 с барреля, мы позитивно оцениваем соглашение между российскими компаниями и китайской CNPC. Если учитывать, что Китай рассчитывал на скидку в $13,5 с барреля, то убытки российский компании могли бы составить около $1,5 млрд в год. Текущие условия приведут лишь к потерям в $165 млн в год по сравнению с первоначальными условиями. Для "Роснефти" потери составят менее 1% показателя EBITDA. Суммарные же потери на весь период контракта составят около $3 млрд. В долгосрочной перспективе условия могут быть вновь пересмотрены. Тем более не стоит забывать, что "Роснефть" и "Транснефть" получили кредит в размере $25 млрд. Полученные средства использовались в том числе и для развития добычи нефти в Восточной Сибири.

Мы полагаем, что китайская сторона пошла на уступки из-за текущих перебоев в поставках. Китай заявлял, что испытывает недостатки в поставках около 500 000 баррелей из-за снижения импорта из Ирана и Судана. Также были сообщения о том, что Поднебесная просит увеличить поставки из России. КНР является перспективным рынком для РФ, который обладает высоким потенциалом для реализации нашей нефти и газа. Китайский рынок позволяет существенно сократить транспортное "плечо" для реализации восточносибирской нефти".


Виталий Михальчук, аналитик "Инвесткафе":

"Скидка в $1,5 за баррель на 110 млн баррелей, которые "Роснефть" будет поставлять в Китай каждый год в течение следующих 19 лет, выглядит хорошим компромиссом между сторонами. Хотя формально "Роснефть" потеряет около $165 млн в год, эти убытки могут быть покрыты, если Китай начнет погашение долга по новой цене".


Виталий Крюков аналитик ИФД "КапиталЪ":

"Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что российская нефть пользуется повышенным спросом. Китай не только покупает ее из недавно введенного в строй нефтепровода "ВСТО", но и в порту Козьмино, чего раньше не было. Это лишь подчеркивает, что КНР интересна российская нефть. Спрос на углеводороды увеличился после того, как Поднебесная снизила импорт иранской нефти. Поэтому и не удалось получить больший дисконт.

Для "Роснефти", учитывая, что компания создает мощный производственный кластер на востоке страны, другого выбора, кроме поставок нефти в Китай, особенно не было: нет смысла продавать ее на Запад из-за большого транспортного "плеча". Цены привязаны к рыночным, формируются в порту Козьмино, и они приемлемы для двух сторон. Даже после скидки поставки в Китай остаются одними из самых прибыльных для "Роснефти". Во-первых, за счет низкой транспортной составляющей, во-вторых, нефть из ВСТО котируется выше".


Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИК "Универ Капитал":

"То, что удалось договориться с Китаем, безусловный плюс. И дисконт в $1,5 за баррель совершенно некритичен - это сопоставимо с внутридневными колебаниями цены на нефть. Это не уступка Поднебесной, а один из инструментов для избежания разрыва контракта. На горизонте оставшихся 19 лет по этому соглашению гораздо большую прибыль или убыток могут принести простые колебания цены на нефть".