Китайский путь красного металла

22.04.202417:45

«Норникель» изменяет производственную структуру компании и планирует перенести плавильные мощности расположенного в Норильске Медного завода в Китай. Взамен на арктической площадке появится промышленный хай-тек. Как оценивают эксперты стратегический план Владимира Потанина, разбиралась «Компания».

О грядущих переменах в стратегии «Норникеля» президент компании Владимир Потанин рассказал в интервью «Интерфаксу». По его словам, Медный завод в Норильске, действующий еще с советских времен, преобразуется в современное производство. Устаревшие плавильные агрегаты, уточнил он, в ближайшей перспективе сменят современное оборудование для производства металлических концентратов и промышленные 3D-принтеры.

В рамках новой стратегии часть производственных цепочек «Норникеля» через несколько лет планируется перенести в КНР. «По медным проектам у нас будет один партнер, по никелевым и литиевым материалам — другие. То есть у нас будет диверсификация, и со всеми партнерами будут разные условия, но мы исходим из того, что мы заходим на международные рынки всерьез и надолго», — конкретизировал дальнейшие планы компании Потанин.

В «Норникеле» напоминают о синергии стратегического сотрудничества: «Мы получаем доступ к продвинутым технологиям в важных для России отраслях, а наши партнеры — возможность обеспечить свои производства сырьем на долгосрочную перспективу».

Реализация стратегии также положительно скажется на экологии в Норильске — сейчас расположенный в непосредственной близости от города Медный завод приходится время от времени останавливать для сокращения выбросов.

«Строительство мощностей в Китае синхронизировано с выбытием мощностей на Медном заводе. Это произойдет за горизонтом 2027 года, до этого мы уже реализуем наш китайский проект. Поэтому с точки зрения производственных планов и объемов процесс будет нейтральным. В дальнейшем за счет эффекта увеличения добычи и обогащения мы ожидаем общего роста производства», — резюмировал президент «Норникеля».

«Рентабельность добычи выше рентабельности переработки»

«Для бизнеса компании в сложившихся геополитических условиях такой ход (перенос части производства. — Прим. Ко) экономически целесообразен и попросту выгоден», — считает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. По оценке эксперта, причины и целесообразность решения «Норникеля» сам Владимир Потанин исчерпывающе описал в интервью «Интерфаксу». «Во-первых, отменяется необходимость проведения экологического "Серного проекта" на Медном заводе в Норильске, который стал труднореализуемым из-за санкций на поставку западного технологического оборудования. Во-вторых, отказы западных потребителей от поставок металлов из России и новые санкции против российских алюминия, меди и никеля диктуют необходимость переориентации продаж в Китай, а это требует все больших дисконтов в цене. В то время как медь, произведенная непосредственно в Китае, может быть продана на китайском рынке или на экспорт в другие страны по нормальным рыночным ценам. В России "Норникель" сосредоточится на добыче и обогащении руды и поставках обогащенной руды на свое китайское предприятие. Рентабельность добычи, как правило, выше рентабельности переработки», — говорит Калачев.

По его оценке, для акционеров «Норникеля» новость скорее позитивная: в результате реализации этого проекта до 2027 года компания снизит лишние затраты, сохранит и увеличит объемы производства, продаж и прибыль, построит новые прибыльные активы за рубежом за пределами санкционных рисков, что положительно отразится на оценке капитализации «Норникеля». «Наша целевая цена по акциям "Норникеля" сохраняется на уровне 182,34 рубля на 2024 год», — добавляют в «Финам».

«Абсолютно логично вынести часть мощностей в Китай»

Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что задуманный «Норникелем» проект, хотя и выглядит технически сложным, вполне реализуем за 3–4 года. «Речь, по сути, идет о строительстве нового предприятия на территории Китая, которое будет интегрировано в структуру "Норильского никеля". При этом никаких производственных и технических сложностей не предвижу, "Норильский никель" будет просто перевозить концентрат на кораблях на свой будущий завод в КНР. Зато с него продажи красного металла будут идти по всему Китаю, обеспечивая тем самым экономию на его доставку», — говорит аналитик.

По мнению Леонида Хазанова, рассматриваемый проект не приведет ни к каким социальным потрясениям в Норильске, поскольку все сотрудники с выбывающих мощностей Медного завода будут трудоустроены на другие предприятия «Норильского никеля». «Одновременно уменьшатся выбросы вредных веществ в атмосферу, и тем самым улучшится экологическая обстановка в Норильске», — обращает он внимание на другие положительные эффекты от реализации планов металлургов.

Реализация проектов в Заполярье дороже по логистическим причинам, напоминает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Казаков и отмечает, что технологии очистки могут быть выполнены дешевле и дать дополнительную прибыль. «В Заполярье они конвертируют извлеченную серу как отход в гипс и закапывают в землю, потому что нецелесообразно куда-либо продавать. В Китае они рассматривают возможность трансформации серы в серную кислоту, которая будет иметь какую-то стоимость», — говорит эксперт.

«В условиях, когда экспорт западных технологий в Россию запрещен, абсолютно логично вынести часть мощностей в Китай», — в этом убежден инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Суверов. Эксперт также обращает внимание, что после успешной модернизации на другом крупном заводе в Норильске Медный завод был основным источником выбросов сернистого газа. Предприятие ближе к городу, поэтому решать проблему его выбросов очень актуально. «А технологии, которые могли бы лечь в основу модернизации, стали более недоступны: речь идет о сплавах, теплообменниках, дробилках и прочем оборудовании, которые ранее поставляли западные страны, например Финляндия», — говорит Сергей Суверов.

Новые мощности, отмечает аналитик, будут построены именно там, где товарное сырье наиболее востребовано, — в КНР. «На китайский рынок приходится половина всего потребления меди в мире. Плюс как побочный продукт завод будет производить серную кислоту товарного качества, которую можно тоже успешно продавать в Китае: она нужна, например, для производства химических удобрений», — добавляет собеседник «Компании».