Классики и современники

Обе книги в чем-то похожи, и в то же время отличны друг от друга. Они схожи по принципу подбора материалов – обе представляют собой компиляции работ по бизнесу, однако одна имеет явно прикладной характер, другая является энциклопедией фундаментальных знаний.

Книга «Путеводитель по царству мудрости» Джозефа и Джимми Бойеттов написана легко и эмоционально. Оригинальная структура делает части книги достаточно автономными, и читатель может начинать ее изучение с любой главы, в зависимости от того, что ему интересно. В книге освещены все этапы создания бизнеса – это своеобразное пособие для начинающего предпринимателя. Ценно то, что каждый этап раскрывается на примере кейсов мировых авторитетов в области бизнеса: Билла Гейтса, Майкла Дела, Уолта Диснея, Дейвида Паккарда и других.

Конечно, вряд ли этой работой можно воспользоваться как пошаговым справочником для создания успешного дела.  Естественно, она не учитывает российскую специфику и содержит всем известные прописные истины. Но в то же время книга представляет определенную ценность для тех, кто хочет создать свое дело и нуждается в информации и в первую очередь в поддержке. Здесь хорошо классифицированы страхи и риски, которые ждут на пути создания и развития собственного дела. А описание того, как будущие западные миллиардеры, бывшие когда-то обычными людьми, через тернии пробились к звездам – начиная с самостоятельной лепки пирожков или персональной продажи парфюмерии (как Мэри Кей), – безусловно, вдохновит начинающих бизнесменов.

Одна из главных задач и проблем в бизнесе – сгенерировать успешную идею, поскольку на структурированных и насыщенных рынках все явные ниши заняты. В «Путеводителе по царству мудрости» на примерах показан процесс рождения идей, ставших основой успеха. Существенным плюсом издания является также обилие примеров, описание конкретных приемов и методик, дающее обширную почву для собственных изысканий корпоративных маркетологов и стратегов.

Минусом «Путеводителя по царству мудрости» можно назвать то, что треть книги отдана под биографии предпринимателей и американскую библиографию. Едва ли стоило уделять столько места в работе, предназначенной для практиков, вещам интересным, скорее, исследователям и теоретикам.

Книга Стюарта Крейнера «Библиотека избранных трудов о бизнесе» представляет собой сборник аннотаций наиболее известных работ по теории и практике бизнеса, выпущенных  с XVIII по XX век. Здесь и «Практика менеджмента» Питера Друкера, и «Реинжиниринг корпорации» Чампи и Хаммера, и даже изданная в 1830-х годах работа Чарльза Бэббиджа «Машины и фабрики: экономика». В книге фигурируют Адам Смит, Генри Форд, Том Питерс, Розабет Мосс Кантер –  авторы, известные всему миру. Благодаря тому, что каждой работе уделяется не более 2 – 4 страниц, удалось коротко описать 82 известных произведения.

Несомненно, это сказалось на качестве: вряд ли при таком объеме читателю удастся извлечь для себя что-то  полезное и оценить ту или иную работу по достоинству. Но издание и не ставит таких задач. Являясь, по сути, энциклопедией литературы по бизнесу, оно формирует обширное информационное поле теоретических знаний. Это востребовано и актуально. Работа незаменима для слушателей экономических факультетов и программ MBA, особенно при подготовке курсовых и дипломных работ, поскольку предоставляет большую базу первоисточников, в том числе не издававшихся в России. Адресатами книги являются все, кто интересуется подобной литературой, или, скажем, хочет собрать отличную библиотеку в офисе или дома: издание может стать неплохой базой данных.