Клипмейкеры поневоле
В условиях кризиса отечественной мультипликации анимационные студии пытаются нащупать коммерческие ниши. В итоге знаменитая студия «Пилот» нашла способ заработка для себя и коллег по цеху. Мультипликаторы решили заняться музыкальной анимацией и нарисовать клипы на любимые песни. Однако перспектив монетизации проекта эксперты пока не видят.
В недавно вышедшем альбоме группы «Несчастный случай» есть песня «Шла Саша по шоссе», на которую режиссер первой частной анимационной студии «Пилот» Сергей Меринов сделал анимационный клип. Пластилиновая Саша шагает под музыку по разным городам России. В итоге получился полноценный законченный мультфильм. Эта работа стала первым опытом проекта «В-ключи!», в рамках которого профессиональные мультипликаторы создают клипы на песни российских музыкантов и в будущем даже рассчитывают переработать их в единый полнометражный мультфильм. Идея принадлежит Сергею Меринову и директору «Несчастного случая» Андрею Воронцову, случайно встретившимся на музыкальном фестивале. В итоге они решили запустить совместный проект, «анимационным» продюсером которого стал Сергей Меринов, а в качестве музыкального продюсера была приглашена Ольга Гусинская – организатор фестиваля «Мамакабо». Теперь партнеры надеются развить свою идею и монетизировать ее. По данным «Ко», на съемках первого клипа в рамках проекта «В-ключи!» студия окупила лишь затраты на производство. Более того, по задумке авторов проекта, музыканты вряд ли будут выплачивать серьезные деньги за работу. Монетизировать проект планируется иным способом, правда, каким, пока неясно.
Счастливый случай
Как утверждают эксперты, сама по себе идея музыкальной анимации не нова. «Пилотовец» Вячеслав Ушаков уже рисовал клип на песни «Хару Мабуру» группы «Ногу свело!» и «Человек и кошка» группы «Ноль». Другой представитель студии Дмитрий Резчиков также считается «первопроходцем» анимационного «клипостроения» в нашей стране, среди его работ – «Голоса» для Насти Полевой и «Тишина и волшебство» для Tequilajazzz. Еще один член проекта Андрей Кузнецов сделал мультфильм на песню «Я дам тебе (знать)» группы «Машина времени», а из последних примеров можно назвать клип Лизы Скворцовой на песню Петра Налича «Море». Однако «В-ключи!» как единый музыкально-анимационный проект – это интересный прецедент на рынке. К моменту создания проекта студия пребывала в печальном положении. Как писал в своем блоге Сергей Меринов, «на тот момент на «Пилоте» денег оставалось на одну неделю, даже лифт нам уже отключали». Дело в том, что Министерство культуры долго не могло расплатиться с компанией за съемки анимационного цикла «Гора самоцветов». В такой ситуации студия стала искать возможности для дополнительного заработка.
Мультфильм про Сашу уже получил серьезный резонанс в Интернете. Когда группа «Несчастный случай» разместила его у себя на сайте, последний сразу после этого «упал». При этом клип около недели продержался на первой строчке YouTube в разделе «Музыка», собрав более 200 000 обращений. «Мы получили очень много отзывов, причем совершенно разных – и положительных, и ругательных. То есть каждый видит в мультфильме что-то свое, и резонанс действительно вышел очень большой, я не знаю даже, с чем его сравнить. На предыдущие подобные опыты такого количества откликов не было», – рассказывает «Ко» Ольга Гусинская. Не исключено, что сотрудничество с «Несчастным случаем» будет продолжено, но пока проект находится лишь в стадии разработки. При этом его авторы рассчитывают привлечь к работе не только представителей студии «Пилот», но и всех желающих. «Мы не представители «Пилота», и с нами могут сотрудничать любые аниматоры. Просто режиссер выбирает песню, утверждает сценарий, раскадровку, эскизы – и делается мультфильм», – поясняет Ольга Гусинская. По ее словам, в настоящий момент идет выбор песен для клипов Ирины Богушевской и Евгения Маргулиса. Подтверждений от других музыкантов пока нет, хотя предложения планируется сделать, к примеру, Ольге Арефьевой, Пелагее, Олегу Митяеву и Billy's band. Согласно задумке, музыканты могут сами выбрать режиссера, с которым захотят сотрудничать, а у мультипликатора есть право выбора наиболее близкой ему песни. По мнению Ольги Гусинской, это новая международная тенденция. На недавнем фестивале британской анимации было представлено 14 фильмов, три из которых – это музыкальная мультипликация.
Карман аниматора
Как полагают специалисты, для мультипликаторов работа с музыкантами – один из способов выжить. «Авторскую мультипликацию массовый зритель почти не видит, хотя всегда ждет ее и любит. Каналы ее практически не приобретают, а если и покупают, то платят немного. Единственный способ для анимации как-то заявить о себе – это создание подобных проектов. Проект вполне может иметь продолжение при наличии интереса каналов и инвесторов», – считает генеральный директор студии «Бабич Дизайн» Валерий Бабич. По словам режиссера 3D-анимации Георгия Гитиса, проект пока непонятен, и «еще загадочнее его делает выбор музыкантов, которым на данный момент предлагается в нем поучаствовать». При этом эксперт уверен, что хорошо сделанный анимационный клип может быть интересен зрителям – как поклонникам музыканта, так и просто любителям анимации. По словам гендиректора компании «Креатив Артс Медиа» Сергея Шевелева, в свое время анимационный клип, выполненный в стилистике видеоигры, буквально прославил одну британскую группу за счет оригинальной идеи, несмотря даже на низкое качество ее композиции. Впрочем, предупреждает гендиректор продюсерской компании «Монолит» Антон Пронин, многое зависит от финансовых условий сотрудничества.
Денежная сторона пока остается наиболее темной. Дело в том, что участники проекта не очень понимают, как можно его монетизировать. «Пока мы устраиваем презентацию первого мультфильма. Сейчас моя основная задача – привлечь музыкантов, а распространение – это уже следующий этап. Скорее всего, мы будем выкладывать мультфильмы в Сеть и показывать их на фестивалях. Надеемся, что ими заинтересуются телеканалы», – разъясняет Ольга Гусинская. Кроме того, по ее словам, создатели проекта рассчитывают привлечь спонсоров. При этом в разговоре с «Ко» Ольга Гусинская отказалась озвучить стоимость производства одного клипа. По ее данным, «каждый проект обсуждается, каждая история решается по-разному, и все стороны максимально лояльно настроены по отношению друг к другу». Предположительно прояснить вопрос стоимости можно на аналогичных примерах. Так, «Смешарики» оценивают себестоимость своего производства в $10 000 за минуту. По информации участников рынка, несмотря на то, что в анимации «вилка» цен очень широка, в «Пилоте» цены как минимум не ниже, чем у «Смешариков». Как говорит Антон Пронин, несколько лет Глюкоза продвигалась исключительно на анимационных видеороликах, производимых на собственной студии: на тот момент стоимость их производства превышала стоимость традиционного видео, но так как студия была своей, то разница в цене получалась небольшая. По расчетам «Монолита», цены на традиционные клипы разбросаны в диапазоне от 50 000 руб. до $100 000. По самым пессимистичным оценкам экспертов, участники проекта «В-ключи!» пока могут рассчитывать только на оплату своей работы со стороны музыкантов. Впрочем, по мнению оптимистов, существует возможность заработать в Интернете и даже на продаже прав телеканалам. Однако насколько это будет интересно самим каналам, пока неясно. По словам гендиректора «Муз-ТВ» Андрея Димитрова, «это зависит от материала, который получится в результате, но, предположительно, шанс невелик». «Ни один из перечисленных исполнителей не подходит на 100% для нашего телеэфира по формату и не соответствует музыкальной политике телеканала «Муз-ТВ» просто потому, что наша целевая аудитория ждет от нас другого. Такой материал будет выглядеть не совсем уместно в общем контексте», – продолжает эксперт. Впрочем, по его мнению, музыкальную анимацию можно разместить на сайте канала. Как полагает Антон Пронин, потенциальный успех «В-ключи!» в Интернете доказывает количество просмотров клипа «Шла Саша по шоссе» на YouTube. В любом случае, по словам Андрея Димитрова, российские исполнители предоставляют каналу свой материал по договору, предусматривающему практически символические выплаты. По данным Антона Пронина, речь идет о суммах от 500 руб. до 5000 руб. за право использовать материал в эфире в течение года. В обмен на это автор получает фактически только промоушен.
Вся надежда на Интернет
В результате для авторов проекта «В-ключи!» единственной возможностью монетизации и раскрутки остается использование интернет-ресурсов. Одним из вариантов являются легальные порталы, которые предлагают пользователям посмотреть или скачать различный контент в обмен на просмотр рекламы. Однако подобный тип бизнеса низкодоходен для правообладателя. Например, продавая видеоконтент через мобильных контент-провайдеров, можно получить только $1000. Впрочем, Сергей Шевелев не исключает возможности серьезного заработка в Интернете, но для этого, по его мнению, необходимо создать нестандартное видео с неповторимым стилем. «Есть мегапопулярный мультипликационный проект «Мистер Фримен», нарисованный человечек, который выдает свои философские мысли и необычные рассуждения на злободневные темы. Оторваться от него невозможно – это мегахит. Если бы его создатели захотели, могли бы заработать хорошие деньги. Но о них ничего не известно, есть предположение, что мультипликаторам грозят увольнением, если они проговорятся. Тем временем все пытаются найти создателей, чтобы купить права, но на письма никто не отвечает», – рассказывает эксперт.
Другим выходом могут быть отчисления правообладателям, которые Google выплачивает за размещение рекламы в роликах на YouTube. «Отчисления от рекламы – это пяти-шестизначная цифра в долларах, и западные правообладатели эти деньги уже получают. Наши могут получить только в теории. Российский контент не так интересен западной аудитории, но на YouTube уже есть русские каналы. И мы, например, заключив контракт с Google, начали выкладку контента, однако ситуация с отчислениями может проясниться только весной следующего года», – говорит Сергей Шевелев. Впрочем, по его словам, вряд ли YouTube будет работать напрямую с исполнителями, если речь не идет о звездах уровня Мадонны. В любом случае пока ни одного платежа от YouTube российские музыканты не видели.
Фотографии Ольга Гусинская.
Еще по теме
Роберт Монкс. Корпократия. Как генеральные директора глобальных компаний прибирают к рукам миллионы долларов.
Патрик Ленсиони. Три признака унылой работы. История со смыслом для менеджеров (и их подчиненных).
Зальцбург зимой – это совсем особое ощущение. Многие считают, что Зальцбург красивее Вены. Это спорно. А ездить в Зальцбург, говорят, стоит весной. И тут вроде спорить не о чем. Но не совсем.
Говорят, что в юности у Джона Рокфеллера была мечта: дожить до 100 лет и заработать $100 000. Он умер в 97, став первым миллиардером в США. Более того, по некоторым оценкам, даже с учетом инфляции Рокфеллер продолжает оставаться самым богатым предпринимателем в мировой истории.