Клизмы и катаклизмы
Природные катаклизмы с нежными женскими именами Катрина и Рита вновь заставили меня задуматься над вечной проблемой конфликтного взаимодействия природы и культуры.
Человеку свойственно на все смотреть со своей колокольни, а не со стороны. Разрушительные и иные последствия урагана трактовались в СМИ и в частных беседах по эту и по ту сторону океана по-разному. Они могли рассматриваться как Божья кара человечеству за его грехи – и конкретные (пренебрежение охраной окружающей среды), и абстрактные (греховная природа человека вообще). Толкование могло политизироваться. Православный Бог вполне мог наказать «безбожную» Америку, а в ее лице – тлетворную западную цивилизацию и рыночную экономику, поклоняющуюся золотому тельцу. Аллах мог покарать «неверного» Буша за преследование правоверных и бомбардировки Афганистана и Ирана (а оба священных образа вместе – за Белград).
И все же на экране, в печати и в жизни преобладала человеческая интонация – сострадание к погибшим и пострадавшим и критика действий тех людей, которые должны были, но не смогли минимизировать разрушительные последствия стихийного бедствия.
Стоп…
Попробуем взглянуть на эту и другие планетарные проблемы «со стороны», с позиции природы, равнодушной к страданиям людей и имеющей свои внекультурные приоритеты.
Наиболее выпукло противоречия проявляются в ключевые моменты рождения и смерти. С точки зрения человечества в целом, высокий уровень рождаемости считается благом, низкий – свидетельством кризиса. Для природы человека инстинкт продолжения рода также базовый. Но что тогда делать с культурой (которая не случайно в психоанализе трактуется как цензура), с политкорректностью и неприятием эротических домогательств, не говоря уже о разных формах социального и сексуального насилия? Как быть с абортами и эвтаназией? Не ведут ли они к исчезновению рода человеческого?
Правда, пока для Природы с большой буквы главная опасность – перенаселение. В его основе – достижения медицины, снижение детской смертности, рост продолжительности жизни, блага культуры, в той же степени угрожающие равновесию на планете, как и блага цивилизации – экологии.
В случае нарушения равновесия среди популяций животных природа включает могучие механизмы эпидемий и истребления одних видов другими. Они работают, как клизма, очищающая земной организм от шлаков. И для человечества здесь не делается исключения: СПИД, геноцид и войны могут с этих позиций рассматриваться как гигиенические процедуры. Последние свидетельствуют и о том, насколько тонок слой культуры, прикрывающий животное начало в человеке. Стоит включиться вседозволенности немирного времени, как культурные приоритеты у массы людей исчезают (они сохраняются лишь у святых, мучеников и отдельных героев).
Как бы нам ни хотелось обратного, силы природы (и в окружающем мире, и в нас самих) оказываются сильнее культурных наслоений. За насилие над природой неизбежно – рано или поздно – следует расплата.
И тут оказывается, что разрушения и горе, которые несут с собой природные катаклизмы, могут обернуться великим благом. «Катрина», «Рита» и им подобные могут стать тем «общим врагом», в противостоянии которому человечество наконец-то объединится и забудет о кровопролитных распрях. В иранском фильме «Дети Адама» под песнопения из Корана выносится благодарность всем народам, помогавшим иранцам преодолеть последствия разрушительного землетрясения, независимо от политических режимов, вероисповедания и цвета кожи. И это в мире, где противостояние христианского Севера и мусульманского Юга приобрело фантасмагорический размах.