Клуб путешественников

24.02.200300:00

Приключенческий туризм для россиян уже давно не в диковинку. Правда, в совокупном объеме продаж турпутевок его доля едва достигает 1–5% – не так много, чтобы привлечь внимание традиционных операторов рынка. Но зато этим рискованным бизнесом готовы заниматься рисковые люди – те, кто пляжному отдыху предпочитает опасные сплавы по рекам.

Компаний, готовых взяться за организацию приключенческого тура, наберется несколько десятков. Некоторые из них устраивают туры по России для иностранцев, другие возят соотечественников по экзотическим маршрутам за рубежом. Нижегородская фирма «Команда Горький» пытается работать сразу на два фронта. «Мы не делаем различий между российскими туристами и иностранными. Нам все равно, где проходит тур, – в Непале, Коста-Рике или на реке Лух в Нижегородской области, – говорит гендиректор «Команды Горький» Михаил Прямков. – Для нас важнее сервис».

Услуги фирмы стоят как минимум на 15 – 20% дороже, чем у конкурентов. К примеру, 11-дневное путешествие по рекам Чуя и Катунь на Алтае обойдется клиенту фирмы в $510 без учета стоимости билетов до Барнаула. В эту сумму входят переезд автобусом от Барнаула до места отправки и обратно, ночь в гостинице, дорогостоящее снаряжение, страховка и сервис.

 

Советские туристы

История «Команды Горький» началась в середине 1970-х. В то время все шестеро нынешних акционеров фирмы – Михаил Прямков, Михаил Тюльников (заместитель генерального директора), Александр Токарев, Александр Здобнов, Владимир Молочков и Андрей Капитанов (гиды) были рядовыми сотрудниками НИИ. «Мы жили двумя жизнями – с восьми утра до пяти часов вечера работали, а в выходные и во время отпуска ходили в походы на байдарках по рекам Горьковской области, Сибири и Уралу, – вспоминает Прямков. - Всех нас объединяла страсть к туризму. Мы прошли маршрутами шестой категории сложности, участвовали в соревнованиях. К началу 1980-х годов у нас сложилась очень сильная команда».

В 1989 году они выиграли Кубок мира по рафтингу на Алтайской реке Чуя, оставив позади 39 команд, из которых 26 были иностранными. В стартовом протоколе участники соревнования назывались «команда Калифорния», «команда Новая Зеландия», «команда Москва», «команда Горький» и т.д. – так и появилось у фирмы название.

Одержав победу на Алтае, команда Прямкова получила приглашение принять участие в традиционных соревнованиях на реке Нантахала в Северной Каролине. Они опять заняли первое место, но самое главное – получили заказ на «разведывательное» путешествие по реке Обихингоу на Памире. Сумма заработанных на том заказе денег была сопоставима с полугодовой зарплатой рядового советского служащего. Тогда-то горьковчане и решили оставить работу в НИИ, чтобы посвящать любимому делу больше времени.

Фирму они зарегистрировали в декабре 1991 года. Идея была проста – организовывать в России приключенческие туры для иностранцев. Но «Команде Горький» так и не удалось привлечь ни одного клиента. Ехать в страну, где еще недавно по улицам разъезжали танки, иностранцы не хотели.

Тем не менее отказываться от своей идеи нижегородские любители приключений не стали. Некоторое время они работали гидами, преимущественно в Непале. А в течение следующих трех лет «Команда Горький» с небольшими группами туристов побывала в Австралии, Новой Зеландии, Чили, Перу. Со временем у фирмы появились и российские туристические маршруты. Один из них – как ни странно, наименее экстремальный – помог команде выйти на новый уровень.

«Мы разработали программу выходного тура на небольшой реке Лух, протекающей по границе Владимирской и Нижегородской областей, – рассказывает Прямков. – Тур стоил около $60, а пройти этот маршрут мог любой человек без специальной подготовки». За 1996 год из 250 клиентов «Команды Горький» на реке Лух побывали около 120 человек. Примерно 60 клиентов прошли сплавы по алтайским рекам, еще столько же человек фирма снарядила в Непал. Конечно, туры выходного дня не приносили компании больших денег, но они позволили фирме привлечь клиентов, многие из которых, по словам Прямкова, стали постоянными. Оборот «Команды Горький» в 1996 году, по оценкам «Ко», составил около $100 000.

Кризис 1998 года заставил руководителей турфирмы пересмотреть стратегию и ценовую политику. Спрос стал смещаться в сторону дешевых программ. Цены на внутренние маршруты пришлось снизить примерно на 30%. К примеру, стоимость сплава на байдарках по нижегородской реке Керженец упала с $220 до $150. Меньше стало и зарубежных маршрутов, приносивших фирме до кризиса 50% дохода.

 

На Алтай или в Турцию?

Кризис, заставивший переориентироваться на туры по России, немало поспособствовал дальнейшему развитию компании. «Команда Горький» расширила географию маршрутов – появились велосипедные туры по Золотому кольцу, пешеходные – по горам Алтая, «рыболовные путешествия» по Таймыру и Якутии. «Нам пришлось быть пионерами в этом секторе бизнеса и формировать целый рынок, – говорит Прямков. – Как правило, люди под словом «отдых» понимали турецкие, египетские пляжи, куда недельный тур обходился в среднем в $300. А у нас примерно столько же стоила путевка на Алтай». Однако именно бурное развитие туристического бизнеса, по мнению руководителей «Команды Горький», сыграло на руку фирме: люди, поездив по египетским и турецким пляжам, стали искать новые виды отдыха. Число клиентов нижегородской фирмы, по словам Прямкова, с 1998 года растет на 10 – 15% в год. Объем продаж «Команды Горький» в прошлом году, по оценкам «Ко», составил около $500 000. Не так давно компания стала предлагать новую услугу - программу team building, построение команды для корпоративных клиентов. Примерно четверть оборота фирме приносят заграничные маршруты и VIP-программы – разработка и организация приключенческих туров под запросы клиентов. «С одной группой из десяти человек мы прошли 11 маршрутов в Непале, Зимбабве, Эквадоре, Исландии, Мексике, США и Уганде, – говорит Михаил Тюльников, заместитель генерального директора компании. - В этом году мы собираемся в Коста-Рику и Намибию». Стоимость двухнедельного тура в экзотическую страну может достигать $10 000. Руководителям «Команды Горький» часто приходиться выезжать на место, чтобы опробовать маршрут и договориться с принимающей стороной.

Однако приключенческий туризм остается сложным бизнесом. По словам руководителя одной из «традиционных» туркомпаний, «наши соотечественники еще не насытились обычным отдыхом; те, кому надоели турецкие пляжи, потом едут в круизы или в Европу, а уж до алтайских рек они доберутся в самую последнюю очередь». А Геннадий Котов, исполнительный директор компании «Аст-тревел» (10% ее оборота приходится на приключенческие туры), считает, что у многих компаний «этот вид деятельности либо убыточный, либо держится на уровне себестоимости». «Но в принципе это перспективная ниша, - добавляет Котов. - В мире приключенческий туризм развивается в два раза быстрее, чем традиционный».

Другой вопрос, готовы ли россияне, которым в жизни и без того хватает стрессов, платить немалые деньги за приключенческие туры по территории своей родной страны. Впрочем, как говорят в народе, клин клином вышибают.