Клятва бюрократа
Сергей Степашин завершил формирование кабинета министров. Пожалуй, хватит спекулировать на тему о том, кто вместе с милиционером поучаствовал в разделе государственного пирога: сплетни о Романе Абрамовиче, Татьяне Дьяченко, Анатолии Чубайсе и прочем президентском окружении стали уже для средств массовой информации общим местом. Куда интереснее другое - что у них получилось в результате кропотливой трехнедельной работы.
Новый премьер, как и обещал на первом заседании, действительно добился максимальной информационной открытости правительства. Ни один российский кабинет министров не формировался с таким количеством скандалов и пересудов. Борьба за министерские портфели - дело для отечественной бюрократической системы далеко не новое. За годы традиционных и ставших уже регулярными торгов между олигархами и чиновниками в России выработался определенный, хотя и негласный свод правил игры. В ней было два главных: не комментируй до назначения и не опровергай начальство. В принципе правила эти вполне разумны, поскольку только при их соблюдении можно обеспечивать хоть какую-то картину единства правительства. Даже в 95-м году, во времена «битвы гигантов» - Виктора Черномырдина, Олега Сосковца и Анатолия Чубайса, - эти правила соблюдались всеми сторонами.
Последнее правительство пренебрегло этими условностями. Путь проложил, как это и положено старому железнодорожнику, первый вице-премьер Николай Аксененко, который всего за наделю умудрился трижды опровергнуть своего непосредственного начальника. Сначала он не согласился с распределением полномочий между заместителями председателя правительства, затем критически отозвался об экономических планах Степашина и в довершение всего начал предлагать свои кандидатуры на пост финансового вице-премьера.
Его начинание подхватил Михаил Задорнов, который еще до подписания указа о своем назначении потребовал от премьера контроля над Министерством финансов. Желание в принципе обоснованное, если учесть, что уже не один первый вице-премьер без контроля над Минфином становился зиц-председателем. Непонятно только, почему свои требования Задорнов передал премьеру и президенту через средства массовой информации. Судя по поведению чиновников, можно подумать, что фельдъегерская служба Белого дома объявила забастовку.
Впрочем, то, что российская бюрократия начала игнорировать свои неписаные законы, первым продемонстрировал Юрий Скуратов. Но после формирования степашинского кабинета стало ясно, что генеральный прокурор, который несколько раз подавал и забирал заявления об отставке, оказался только первой ласточкой (Скуратову очень подходит это определение). Причина такой наглости чиновников лежит на поверхности: в государстве, где негласные правила давно заменили нормативные акты и документы, есть только один гарант соблюдения чиновной этики - это глава государства. Когда президент забывает о своих функциях и обязанностях, начинается цепной процесс распада.
Отказ от последних норм грозит бюрократической машине крайне плачевными последствиями. Чтобы понять, к чему это может привести, достаточно взглянуть на ситуацию в правительстве. Еще не начав работать, кабинет министров продемонстрировал, как с ним надо работать и куда обращаться, чтобы «решить вопросы». Любой разумный директор или губернатор теперь точно знает кому жаловаться на Христенко, как обойти Степашина и какие проблемы можно уладить с помощью Абрамовича. Благо, со своей стороны, правительственные чиновники настроены максимально конструктивно. На экономическое поле в форме одного клуба вышли игроки двух разных команд: Дьяченко - Березовского и Степашина - Чубайса. Задача у обеих - сделать все, чтобы не играл противник. Как показывает российский опыт, когда в правительстве идет противоборство примерно равных сил, рядовые исполнители ведут себя на редкость однотипно: они занимаются обустройством личных дел.
В общем, PR-кампания правительства удалась на славу. Имидж предприятия точно соответствует его содержанию.