Ключевой элемент

03.10.200500:00

Mazda демонстрирует беспрецедентное увеличение продаж на российском рынке. Практически не вкладываясь в маркетинг, компания вышла на передовые позиции в сегментах С и D с моделями Mazda 3 и Mazda 6. О причинах успеха обозреватель «Ко» Игорь Комаров беседует с директором по маркетингу и послепродажному обслуживанию европейского отделения Mazda Даниелом Моррисом и главным управляющим отделения дизайна компании Морайем Каллуммом.

 

«Ко»: Учитывая беспрецедентный рост продаж, планирует ли ваша компания особые преференции для российского рынка, например специальные цены?

Даниел Моррис: Рост продаж автомобилей нашей марки в России действительно ошеломляет. С одной стороны, нас радует такая динамика. Однако взрывное увеличение порождает проблемы. Необходимо корректировать производственные планы, успевать налаживать послепродажное обслуживание, перестраивать логистику, набирать кадры. Поэтому для нас предпочтительнее стабильное наращивание темпов. Мы считаем, что уменьшать сегодня цену нет необходимости, чтобы не спровоцировать лавинообразный спрос, с которым мы можем не справиться.

 

Mazda – один из немногих автопроизводителей, которые до сих пор не обзавелись в России собственной дистрибуторской компанией…

– На всех рынках мы стараемся очень методично и последовательно развивать свой бизнес и наращивать ресурсы. Прежде наши действия были не скоординированы: в некоторых странах действовали принадлежащие нам дистрибуторы, в других – бренд представляли независимые импортеры. Соответственно общая стратегия продвижения марки отсутствовала. Теперь мы объединили ресурсы и начали создавать собственные торговые компании. Россию мы идентифицировали как приоритетный рынок, поэтому в ближайшей перспективе торговое представительство Mazda появится и у вас в стране.

 

– Как можно сформулировать принцип, на котором строится задание по разработке дизайна Mazda? По-моему, главный вклад в успех ваших автомобилей внесли именно дизайнеры.

– Безусловно, дизайн стал тем ключевым элементом, который помог возродить Mazda как бренд. Для увеличения продаж мы должны были резко изменить стилистику своих моделей. При проектировании новых автомобилей дизайнер обычно отвечает на вопрос: «Эволюция или революция?» В нашем случае была организована революция. Началась она с разработки концепции Zoom Zoom («вжик-вжик» – наверное, так можно перевести этот слоган на русский язык. – Прим. «Ко»), которая достаточно удачно выражала стратегическое направление работы. Когда дизайнеру дают задание нарисовать автомобиль Mazda, первое требование – соответствие стилистике Zoom Zoom, а уже потом – все остальные детали. Единственное исключение, подтверждающее это правило – родстер MX-5. При создании нового MX-5 мы попросили дизайнеров нарисовать автомобиль, как MX-5.

 

– Как вы считаете, почему в последнее время экспрессивный, спортивный, даже хищный дизайн становится все более популярным? В то же время биодизайн и элегантные линии уже не вызывают интереса у покупателей?

– Все больше покупателей хотят самовыражаться через свои автомобили, но не могут по ряду причин купить себе спортивную модель. Создавать дизайн спортивного автомобиля несложно – понятно, что он должен быть агрессивным, даже чуть нарочитым. Зато попробуйте сделать агрессивный семейный автомобиль! В этой связи я очень горжусь проектом Mazda 3. Он получился действительно удачным. Каждая машина должна доставлять удовольствие – как от вождения, так и от эстетики. Мы стараемся следовать этой философии, придерживаясь чистого и экспрессивного дизайна.

 

– Дизайн Mazda весьма оригинален и необычен. В то же время автомобили вашей марки расходятся все большими тиражами. Может ли оригинальность быть массовой? Не боитесь, что число поклонников экстравагантного стиля ограниченно?

– Не боимся. Многие компании стараются сделать дизайн автомобилей приемлемым для большинства потенциальных потребителей. Мы же создаем моду, идем в авангарде. Вы правильно заметили, что все больше становится внешне агрессивных машин, и некоторые коллеги черпают вдохновение и в наших разработках. Мы стараемся задавать стандарты и все же на один шаг опережать конкурентов.

 

– У вашей компании несколько дизайнерских центров. Какой из них наиболее продуктивный?

– У компании Mazda в данный момент три дизайнерских центра: в Германии (Оберруселе), Японии (Йокогама) и США (Ирвайн, штат Калифорния). Центральный дизайнерский офис, безусловно, в Японии. Там трудится около 500 дизайнеров. Среди них есть и европейцы, и американцы, но большая часть – японцы. У нас нет разделения на «немецкие» и «американские» идеи, все они находят воплощение в новых серийных автомобилях или концептах. На этот год у нас очень интересный план: каждый дизайн-центр сделает свой собственный концепт-кар и представит его на автосалоне. Так, немецкий дизайн-центр разработал Mazda Sassou к франкфуртскому автосалону. Японский дизайн-центр делает автомобиль к токийскому автосалону, а американский – к детройтскому. Согласитесь, по внешнему стилю Sassou невозможно догадаться, где именно была создана машина.

 

– Как я понимаю, Sassou – возможный прототип новой модели Mazda в сегменте В?

Да. Для нас очень важна реакция специалистов и публики на этот концепт. Развить свой успех в Европе мы рассчитываем за счет новой модели в сегменте В-класса в период когда появится Mazda 2, наши европейские продажи (включая Россию) должны увеличиться с 300 000 до 500 000 автомобилей.

 

– У вашей компании, по сравнению с другими производителями, достаточно ограниченный модельный ряд. Планируете ли вы представлять автомобили в новых классах?

У нас другая идеология. Мы – маленький бренд и прекрасно представляем свои возможности. Мы не собираемся ввязываться в гонку по расширению модельного ряда. Планируем освоить лишь сегмент кроссоверов. На франкфуртской выставке был представлен концепт MX Crossport, на базе которого и будет построен наш новый внедорожник. В США он дебютирует в январе, после чего его поставки начнутся и в Россию.

 

– Последние примеры слияния и поглощения автомобильных компаний нельзя считать удачными: распался союз GM и Fiat, неважно обстоят дела в тандеме DaimlerChrysler, BMW не смогла вытянуть Rover... При этом Ford и Mazda являют собой пример удачного сотрудничества. В чем секрет?

– Наше сотрудничество продолжается уже 25 лет. Ford проводит мудрую политику– дает Mazda ресурсы и возможности, но на этом останавливается и не вмешивается в дела нашей компании. Мы очень тесно сотрудничаем с Ford в техническом плане. При этом Mazda – поставщик передовых идей. Так что мы чувствуем себя вполне свободно и равноправно в этом союзе, несмотря на принципиально разные масштабы наших фирм. Имея долю в нашей прибыли, у Ford есть все основания гордиться успехами Mazda.