Top.Mail.Ru
архив

Know-How в болоте

Четверть века назад на канадскую глушь из космоса свалилась советская ядерная установка, которая должна была обеспечивать энергией оборудование для мониторинга за ракетами НАТО. За нанесенный ущерб СССР заплатил Канаде $6 млн штрафа. В 1993 году Россия продала соответствующие технологии США и вернула $6 млн.

 

17 сентября 1977 года Советский Союз запустил спутник «Космос-954», на котором в качестве источника энергии использовалась ядерно-энергетическая установка «Топаз» (по версии других источников это была ядерно-энергетическая установка «Бук» - Прим. «Ко»). Аппарат был предназначен для раннего обнаружения повышенной активности в местах базирования ракет. Когда известна дислокация, прогрев ракет можно было бы засечь за десять минут до старта.

Установка позволяла бы обеспечивать энергией выведенное на орбиту тяжелое оборудование, предназначенное для мониторинга. Его возможности не исчерпывались использованием в ПВО. Создавая ядерно-энергетическую установку, СССР тогда решал задачу, которая становится все актуальнее по мере освоения околоземного пространства. Попросту говоря, чем больше функций будет выполнять орбитальный аппарат, тем серьезнее конструкторам следует озаботиться энергоснабжением спутника. При этом надо учитывать, что «подвоз топлива» на орбиту – дело дорогое и хлопотное, а значит, энергетическая установка должна быть компактной и иметь высокий КПД.

 

Сюрприз для старателей

 

Компактная «батарейка» без габаритных парогенераторов и турбин имела, как все гениальное, довольно простую конструкцию.

Диоксид плутония-238, отличающийся высоким удельным энерговыделением, привлек внимание ученых еще в конце 1950-х. Были разработаны реакторы прямого преобразования, в которых тепло от деления ядерного вещества сразу превращалось в электрический ток. Относительно низкий КПД таких реакторов компенсировался активным энерговыделением плутония-238.

После долгих испытаний и нескольких неудачных пусков «Космос-954» стал первым оснащенным подобной установкой спутником, выведенным на орбиту. К сожалению, полет оказался неудачным – произошло, как говорят в таких случаях, аварийное возвращение на Землю. 24 января 1978 года корабль вошел в плотные слои атмосферы и развалился. Радиоактивные осколки были разбросаны вдоль знаменитых золотых приисков Юкона, что на северо-западе Канады. Причины падения засекречены, но если даже в ХХI веке «лучшая в мире» операционная система «виснет» едва ли не каждый день, что говорить о вероятности сбоев космической техники в 1978-м?

Страны Запада подняли по этому поводу страшный шум. Америка была в таком же шоке, как после испытаний в СССР водородной бомбы. Естественно, американцы сразу же бросились на поиски «ядерной батарейки», поскольку понимали, что установка защищена от повреждений гораздо лучше других компонентов спутника и что при крушении у нее был шанс уцелеть. Вероятно, «батарейка» действительно не разрушилась, но говорят, что она упала в толщу ила, и найти ее до сих пор не удалось.

 

Мысли & недра

 

С начала эпохи пилотируемой космонавтики и США, и СССР мечтали о выводе в космос корабля с ядерным реактором на борту, прекрасно при этом понимая, что застраховаться от неожиданностей с такой хрупкой и опасной штуковиной практически невозможно. Поэтому и советские, и американские конструкторы разрабатывали альтернативную ядерно-энергетическую установку, однако конструкторов из США преследовали неудачи. Им не удавалось найти оптимальный химический баланс: американская «батарейка» получалась либо маломощной, либо «фонила» так, что мешала работе электрооборудования и радиопередатчиков.

В результате безусловное лидерство было у советских ученых. Впрочем, этот отрыв объяснялся не только лучшей организацией научных работ, но и тем, что СССР обладал большими минеральными ресурсами. Советские инженеры могли экспериментировать с химсоставом практически бесконечно, переводя на испытания десятки килограммов сырья. Американцы такой возможности были лишены, их сдерживали ограничения в материале для ядерных испытаний (сырье США добывали в основном на урановых рудниках в Африке).

 

«Дикое финансирование»

 

Несколько десятилетий американцы проводили безуспешные опыты, пока в период президентства Клинтона программа не была закрыта. С падением железного занавеса и потеплением отношений американцы вознамерились купить ядерно-энергетическую установку у бывших конкурентов. В 1993 году Россия «отбила» затраты на «рекламную кампанию» 1978 года, продав США 5 килограммов изотопа плутония за $6 млн (ровно такой штраф СССР заплатил Канаде за моральный ущерб в 1978 году). Второй контракт, ставший достоянием общественности, АО «Техснабэкспорт» Минатома РФ заключило в феврале 2003 года. Речь шла о поставке в США диоксида плутония-238 на сумму более $32 млн. Договоренность была достигнута еще в мае прошлого года во время визита в США министра атомной энергетики РФ Александра Румянцева. На самом деле, как признаются специалисты, американцам было поставлено не только сырье, но и полные комплекты «Топаза». По оценкам специалистов, уже лет через пять США овладеют технологией производства ядерно-энергетической установки, схожей с российской. Тем более что с приходом к власти Джорджа Буша-младшего, проект получил, по оценкам одного из специалистов, внимательно наблюдающих за развитием сюжета, «дикое финансирование». Более того, параллельно в США разрабатывается программа вывода на орбиту корабля с ядерным реактором.

Россия тоже не стоит на месте, уже появились более совершенные разработки ядерно-энергетической установки, но американцы, не без нашей же помощи, имеют все шансы догнать Россию. Зато ни в одной другой космической державе, включая страны ЕС и Китай, ни о чем подобном и не слышали и о разработке ядерно-энергетической установки не помышляют.

Еще по теме