Кое-что о Metro

Московские розничные сети снова обвиняют германскую Metro в нечестном бизнесе. Нападки эти очень похожи на рекламную акцию и вряд ли что изменят в работе немецкой сети. Зато «Перекрестку», «Копейке» и другим сетям демарши помогают наладить контакты с властями.

 

Меньше чем за год присутствия на московском рынке в адрес Metro прозвучало столько обвинений со стороны конкурентов, что иным компаниям их хватило бы лет на десять.

Еще бы: германский ритейлер, придя на российский рынок, задел интересы всех игроков торгового сектора. К тому же симпатии к Metro все более явно выказывают столичные власти. В начале года, как мы уже писали, немцы как-то слишком легко получили от городского правительства шесть площадок под строительство новых магазинов.

Чуть ли не специально для «борьбы с Metro» местные сети создали ассоциацию АКОРТ, выступающую «за объединение усилий российских розничных компаний для защиты интересов национального ритейла». В объединение, созданное в октябре прошлого года, вошли «Копейка», «Седьмой континент», «М.Видео», «СпортМастер», «Старик Хоттабыч» – более 20 компаний.

Члены ассоциации написали письмо в Министерство по антимонопольной политике (МАП), в котором обвинили Metro в нарушении положений Гражданского и Налогового кодексов. В частности, они пишут о том, что Metro самостоятельно решает, менять или ремонтировать некачественный товар, предъявленный клиентом, тогда как в таких случаях право выбора по закону имеет только покупатель. Еще одну претензию АКОРТ предъявляет к документообороту магазинов Metro, в котором одновременно присутствуют элементы оформления операций в оптовой и розничной торговле.

Руководство Metro пока воздерживается от комментариев, но инициатива АКОРТ вряд ли вынудит немцев отказаться от своих методов работы. Немецкая компания уже заставила остальных участников рынка работать по-новому и менять свою стратегию, скорее всего, не станет.

 

Что немцу хорошо

 

После трех с лишним лет изучения российского рынка третья после американской Wal-Mart и французской Carrefour розничная сеть мира (оборот только подразделения Cash & Carry в 2000 году составил $17,8 млрд) предпочла действовать здесь так, как и на других новых рынках – агрессивно. Летом прошлого года Metro практически одновременно начала строительство сразу двух магазинов cash & carry стоимостью более $50 млн. Общие вложения в России запланированы на уровне $150 млн (столько же вложила в свой российский ритейловый бизнес турецкая «Рамэнка»).

Российских участников рынка сразу же насторожили традиционные для немцев методы работы. Российским сетям не понравилось, что Metro потребовала от потенциальных партнеров таких скидок, каких в России не было принято давать никому. И еще запросила двухпроцентный бонус по итогам продаж за год.

Взамен немецкая компания обещала производителям обороты, сравнимые с их нынешними национальными показателями. Как уверял тогдашний гендиректор московской Metro Вальтер Деметц, появление магазинов компании в Москве неминуемо вызовет ценовой переворот в оптовой и розничной торговле, так что местным дистрибуторам и розничным сетям придется пересмотреть свои прайс-листы.

Против условий Metro сначала выступили крупные российские производители – такие, как «Красный Октябрь», комбинат «Очаково» и «Невская косметика». Но в итоге все они согласились с условиями немцев.

Торговую общественность смутил еще один момент работы Metro. Компания заявила, что будет иметь дело только с корпоративными оптовыми покупателями, а значит, не станет отнимать покупателей у розничных сетей. В действительности же в магазинах Metro отовариваются все кому не лень. Любая фирма независимо от профиля деятельности может подать в московский офис Metro заявку на выдачу клиентской карточки хоть всем своим сотрудникам, – и они получают право посещать магазины сети. Такая практика существует неофициально, московские руководители Metro в ней не признаются, но это факт.

Свою позицию по отношению к Metro отечественные ритейлеры обнародовали перед самым открытием магазинов cash & carry. Руководители сетей «Копейка», «Седьмой континент» и «Перекресток» пригрозили бойкотом производителям и дистрибуторам, соблазнившимся на условия немцев, заявив: «Кто не с нами, тот против нас».

Еще один «антигерманский» альянс образовали крупные дистрибуторы косметической продукции «Мак-Дак», «Градиент», «Тандер», «Юнилэнд Екатеринбург», которые были недовольны, в частности, поведением Henkel, Colgate-Palmolive и «Невской косметики», выразивших готовность работать с немцами на особых условиях. В знак протеста компании приостановили закупки у чересчур лояльных Metro производителей.

Впрочем, угроза ритейлеров внятного продолжения так и не получила. «Перекресток» действительно вывел из ассортимента продукцию некоторых поставщиков, но потом вернулся к сотрудничеству с ними. «Седьмой континент» заключил со всеми своими поставщиками новые коммерческие договоры. «В них оговариваются получение наилучших закупочных цен и дополнительные скидки на время проведения рекламных акций», – говорит заместитель гендиректора «Седьмого континента» Валентин Запевалов.

 

Направо и налево

 

Очередной повод осудить Metro появился у торговцев в декабре прошлого года, когда директор российского подразделения компании Вальтер Деметц неожиданно подал в отставку. По неофициальной информации, у пожилого Деметца возникли проблемы со здоровьем.

Томас Хюбнер, нынешний и.о. гендиректора российской Metro, говорит, что отставка Деметца не связана с какими-либо профессиональными просчетами. Однако после ухода Деметца компания фактически признала, что недоглядела за своими российскими сотрудниками, раздававшими клиентские карты направо и налево. В начале года Томас Хюбнер пообещал навести порядок в клиентской базе Metro, не объяснив, правда, каким образом это будет сделано.

Похоже, слова Хюбнера были лишь декларацией. На розничные покупки в московских магазинах Metro, насколько нам известно, приходится больше половины оборота, и делить клиентов на «правильных» и «неправильных» компании просто невыгодно. «Проблема в том, что Metro до сих пор никак не определит нишу, в которой работает», – считает Валентин Запевалов.

«В Польше и Румынии Metro работает по тем же принципам, что и здесь. Люди там проще, поэтому не обращают особого внимания на тонкости структурирования торговли, – говорит Олег Войцеховский, руководитель исследовательского бюро компании «Русский проект». – Наших же ритейлеров приход немцев заставил подходить к организации торговли более грамотно». Лишнее тому подтверждение – вышеупомянутое письмо в МАП, которое представляет собой не столько «наезд» на немецкую компанию, сколько попытку сетей привлечь внимание чиновников и убедить их в том, что поддержка отечественного ритейлера есть признак цивилизованности властей.

Так что обвинения российских торговцев в адрес Metro к самой немецкой компании имеют мало отношения. Просто отечественная розница таким образом учится лоббировать свои интересы.

 

Что такое Metro в России

 

Оборот в 2001 году: $160 млн.

Стратегия: строительство центров cash&carry.           

Сильные места: большие инвестиционные возможности.  

Слабые места: риск бойкота со стороны поставщиков.

Конкуренты: «Мегамарт» (по формату), «Пятерочка» (по обороту).

Планы: в 2002 – 2003 годах открыть как минимум пять магазинов в Москве и Санкт-Петербурге.