Top.Mail.Ru
архив

Когда к вам приходят прокурор, милиционер и фээсбешник…

НЕОЖИДАННЫМ конфузом обернулось желание Владимира Путина изменить уголовно-процессуальный кодекс. Пятого января президент подписал письмо, представлявшее в Думу законопроект с либеральными поправками к УПК. Они резко ограничивали возможности силовых органов, приводя их в соответствие с Конституцией. Несколько дней спустя письмо было отправлено в Думу. А ночь на 20 января стала для прокуратуры праздником: Путин закон отозвал.

Отозванные поправки были первой содержательной инициативой Кремля в отношении судебной реформы. С их принятием должна была наконец заработать 22 статья Конституции, согласно которой никто не может быть задержан на срок более двух суток без судебного решения. В случае ареста без санкции суда следственный орган был бы обязан в течение 48 часов доставить обвиняемого к судье либо отпустить. Действующий кодекс разрешает просто получить за это время санкцию прокурора. Без добровольного согласия либо судебного решения было бы невозможно провести ни осмотр жилого помещения, ни судебно-психиатрическую экспертизу, ни поместить обвиняемого или подозреваемого в медучреждение. Действия прокурора можно было бы обжаловать не только в вышестоящей инстанции, но и в суде.

Действующий уже больше 30 лет УПК допускает самостоятельное решение следственных органов об аресте на 10 дней без предъявления обвинения, а после предъявления и с санкции прокурора арест может длиться два месяца. Вышестоящий прокурор вправе продлить меру пресечения до трех месяцев, а прокурор субъекта Федерации – до полугода. В случае тяжких и особо тяжких преступлений заместитель генпрокурора может продлить досудебный арест до года, а генпрокурор - до полутора. Немаловажно, что среди списка статей, по которым возможен арест под предлогом «опасности преступника», есть уклонение от уплаты налогов.

Таким образом прокуратура, милиция и ФСБ лишались большинства инструментов следственного давления на подозреваемых. Единственной мерой пресечения, которую смогут назначать сами следователи, должна была стать подписка о невыезде. Обвиняемый получал право присутствовать при принятии судьей решения об аресте. Решение можно было бы обжаловать в течение трех дней и т.д.

Предполагают, что ускоренное внесение изменений в УПК (новый вариант кодекса рассматривается Думой отдельно) Путин мог предпринять по просьбам крупных предпринимателей - мало кого радует перспектива ареста за налоговые преступления. Косвенно это подтверждается сообщением, что именно судебной реформе было посвящено выступление Михаила Фридмана на встрече РСПП с Путиным. Да и без того понятно, что активность силовых ведомств явно беспокоит бизнесменов. И что этот страх всем на пользу: экс-олигархи лоббируют установление более мягкого правового климата.

По слухам, перемены президентского решения добились в ходе личной аудиенции генпрокурор Устинов, глава ФСБ Патрушев и руководитель МВД Рушайло. Пару дней спустя куратор судебной реформы, заместитель главы президентской администрации и несостоявшийся (тоже, кстати, в ходе внезапной ночной «рокировочки») генпрокурор Дмитрий Козак объяснил ситуацию финансовыми и техническими причинами.

Финансовые причины сводятся к тому, что расходы, связанные с нововведениями, не предусмотрены бюджетом (ровно то же услышали полторы недели назад члены Парижского клуба кредиторов - и тоже не поверили. На сей раз возмущались депутаты «правых» фракций). Технические причины заключаются в том, что не хватает судей и их помощников. Одобривший было поправки Верховный суд спешно рассчитал, что дополнительное финансирование в случае принятия поправок должно составить 1,5 млрд руб. в год, дополнительных судей потребуется 3 тыс., а дополнительных работников аппарата судов - 6,9 тыс.

История с поправками отразила достаточно серьезный внутрикремлевский конфликт. Аппарат зампреда администрации Козака готовит либеральную реформу с прошлой осени, причем в абсолютно непубличной обстановке - чтобы избежать давления заинтересованных групп. Как видно, это не спасает от своевременного вмешательства заинтересованных структур. Теперь проигравший и на этот раз Дмитрий Козак с нехарактерной для себя открытостью заявил, что концепция реформы остается неизменной - следует только дождаться более благоприятного момента.

Когда он настанет - неизвестно. Ведь денег у правительства и сейчас немало. Что там 1,5 млрд на суды, когда переходящие остатки с прошлого года составляют 95 млрд руб. Только расходы на формирование капитала Банка развития в 2,5 раза больше - 3,6 млрд. Есть версия, что прокуратуре просто дают возможность спокойно завершить дело Гусинского, а после этого можно уже будет заставлять ее ограничиться в методах и средствах. Госдума вернется к рассмотрению нового варианта УПК летом, тогда же может быть произведено повторное внесение поправок.

А пока следственные органы могут продолжить работать «по-советски». Возможно, это только отсрочка. Президент, по всей видимости, прекрасно понимает, что благополучно проваленная в прошлом году судебная реформа становится самым слабым звеном. Ведь очевидная и усиливающаяся вероятность правового произвола ставит крест на попытках улучшить инвестиционный и бизнес-климат.

Еще по теме