Когда кругом начальники
Известно, что те, кто работает сидя, зарабатывают больше тех, кто работает стоя. Анализировать зависимость размера денежного довольствия от места службы небезопасно – действует на психику анализируемых не лучшим образом.
Скажем лишь, что руководители российских госкомпаний, госбанков и прочих гокорпораций получают десятки миллионов долларов в год. За ними идут исполнительная власть в лице министров, следом – судебная и законодательная власть в лице судей и депутатов соответственно. Законодатели на себе не экономят. В среднем российский парламентарий получает 420 000 руб. в месяц.
По сравнению с миллионами в любой валюте – сущие пустяки, и, бесспорно, если брать во внимание исключительно статус, депутаты этого достойны, как говорится в известной рекламе. Но вот незадача: 420 000 руб. – это больше средней зарплаты по стране в 14 раз. В США эта цифра больше в три раза, в Германии и Англии – в два раза. Притом что там таких льгот, как бесплатные авто, помощники с зарплатами, командировочные, страховки, переезд, бесплатное жилье, отдых в санаториях и прочее, нет.
Вообще слово «льгота» применительно к депутатам и чиновникам – чисто российское изобретение. Достаточно вспомнить, как скрупулезно высчитывают британцы, сколько денег из казны потрачено на содержание королевского двора. Недавно, например, вся страна качала головами по поводу количества монарших походов в кино. А когда в Англии хотели поднять зарплату парламентариям на тысячу фунтов в месяц, последние отказались, испугавшись негодования избирателей. Видимо, сэры и пэры понимают, что каждый фунт должен быть привязан к результатам работы. А результат – это не очередной закон, а то, как данный закон улучшает жизнь граждан.
В России на результат давно уже не работают. Депутаты пачками принимают безумные законы, выдвигают инициативы из серии «нарочно не придумаешь» и почему-то считают, что такими и должны быть плоды их деятельности. 4,5 миллиона чиновников тоже трудятся без привязки к результатам работы. Их зарплата привязана к политическому курсу и настроению тех, кто сверху. Сходили на митинг – вот вам премия, плохо проголосовали на выборах – урезание бюджета. А то, что в стране безработица, девальвация, лопаются банки, встают заводы, растут цены – у нас называют очередным кризисом, виновными в котором «были назначены» бывшие западные друзья, оказавшиеся нам вовсе не друзьями.