Top.Mail.Ru
архив

Когда святые маршируют

Известная история произошла во второй половине прошлого века в Америке. Там один учитель сильно пострадал за веру в дарвинизм. Разные солидные люди справедливо решили, что нечего тут разводить дурные идеи о происхождении человека. Кто породил, тот и все права имеет: в том числе и на почитание, и на соответствующее сыновне-дочернее содержание. Проще говоря, Дарвин со своими идеями, помимо того что внес идейную смуту, мог вольно или невольно ударить и по бизнесу религиозных организаций. Смущать умы школьников – это серьезная атака на перспективных клиентов, которые должны точно знать, кому они обязаны (помимо собственных родителей) и своим появлением на свет, и своим счастливым детством. Потому так и случилось, что, не дожидаясь окончательной оценки теории Дарвина новыми поколениями ученых, вооруженных более современными знаниями, группа американских духоблюстителей разобралась с теорией происхождения видов. Вполне можно сказать, что доверчивый учитель погорел на своем либеральном подходе к современному знанию. То есть «попал» он на псевдолиберализме.

Теперь, чтобы наши российские учителя не столкнулись с подобными неприятностями, их совершенно справедливо пытаются предупредить заранее. А также не допустить проникновения ложного мировосприятия (а ложным является любое восприятие, не соответствующее официальному) в неподготовленные умы современных школьников. Если в американской истории напряжение вызвал неправильный взгляд на происхождение видов – в частности, человека, то у нас решили взяться за происхождение современной России. И начать с учебников. Министр образования Владимир Филиппов заявил, что в новых изданиях «не будет места псевдолиберализму, направленному на искажение истории». Одновременно он предложил изучать на факультативных занятиях истории жизнеописания святых. Узнаете методику? Как где пронесет либеральными идеями – лучше всего тут же что-нибудь поучительное из душеспасительного. Не нужно ничего знать или пытаться узнать – достаточно верить в то, что вам представляют. Не о собственно вере, понятно, здесь речь: это дело всегда интимное, пока, во всяком случае. А в том, что пусть и вполне позитивные и поучительные, но все же мифы предлагаются не вместе с объективными знаниями, а на замену им. Конечно, понять чиновника Филиппова немудрено: кто не знает, что давно не было в России столь подчеркнуто православного первого лица. Если перефразировать сочинителя басен и гимнов Сергея Михалкова, получится «из храма в храм переходя, здесь движется народ». Как тут не просоответствовать, тем более что крестик никак уж не стеснит современную бюрократическую номенклатуру, поменявшую на него свой партбилет.

Конечно, любое историческое свидетельство так или иначе создано человеком, а потому всегда в чем-то субъективно. И все же, неплохо будет, если министру образования кто-то напомнит (не знать этого он не может), что, как только какую-либо науку начинают обкладывать прилагательными (советская физика, продажная генетика, партийная история), – она может сохраняться только в подполье, или, проще говоря, на неофициальном уровне. Свидетельств реставрации множества атрибутов советского государства и так немало, так что радости исследователю это уже не доставляет. Но и не вспомнить о том, что знание истории государства – крайне важная составляющая гражданского сознания человека, тоже невозможно. Антилиберальная история в этом случае помогает создавать нужного гражданина. Который дисциплинированно ходит на выборы, голосует как надо, не держит в голове «кандидата против всех» и не ждет от политических партий состязательности идей и альтернативных путей развития. Потому как основа жития святых – их необсуждаемая покорность судьбе и велениям свыше. Так что г-на Филиппова понять можно. Не из объективной истории, а из жития святых в широком смысле – тех, кого таковыми описывает не только церковная литература, но и правильные исторические учебники – получаются правильные граждане и избиратели. И святые тут маршируют в совершенно точно заданном направлении. Что оптимально при определенных типах власти и построения государственной системы.

Еще по теме