Когда все плохо
Второй год подряд агентство PwC проводит исследование, по итогам которого пытается оценить влияние спада в экономике на бизнес и потребителей, опрашивая различных участников экономического процесса – от посетителей супермаркетов до менеджеров по закупкам, продажам и топ-менеджеров.
Результаты последнего такого исследования – «Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?» – показали, что наступление кризиса отметили все, потребители с ним смирились и строят соответствующие планы на будущее. 86% потребителей ответили, что Россия фактически находится в состоянии кризиса. 79% опрошенных сообщили, что кризис повлиял на них лично.
При этом ожидания потребителей по поводу восстановления после кризиса стали более негативными. Большинство участников опроса считают, что кризис завершится не ранее начала 2019 г. В результате в поведении потребителей происходят кардинальные изменения. Стремление населения экономно расходовать средства, судя по всему, переросло в устойчивую привычку, которая изменит потребительскую среду на многие годы вперед.
Так, 84% респондентов заявили, что они начали принимать меры в целях сокращения своих расходов. 36% участников опроса сказали, что они могут позволить себе «намного меньше», 52% респондентов стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты.
Существенно изменилось и отношение людей к покупкам в кредит. Подавляющее большинство (88%) опрошенных не планируют брать кредиты в течение следующих 12 месяцев.
Виден явный разрыв между регионами и Москвой: больше всего кризис сказался на потребителях в городах с населением от 500 000 до 1 млн жителей. Потребители-москвичи более позитивно оценивают текущую экономическую ситуацию, чем жители регионов: 3,09 и 2,75 балла по пятибалльной шкале соответственно.
Роль бренда даже в сложившейся ситуации остается очень важной. 65% респондентов утверждают, что бренд играет большую роль при принятии решения о покупке. Только 45% опрошенных менеджеров считают, что экономическая ситуация улучшится в течение года. В прошлом году этот показатель составил 68%. 55% менеджеров убеждены, что отрицательное воздействие текущей рецессии на экономику будет более значительным, чем в период кризиса 2009 г.
Опрос выявил, что за последние 12 месяцев выручка компаний сократилась в среднем на 7%, в дополнение к 10-процентному спаду в прошлом году. 67% респондентов отметили резкое падение общего рыночного спроса.
— По материалам PwC