Top.Mail.Ru
технологии и наука

Когда взлетит российское аэротакси

Фото: предоставлено Bartini Фото: предоставлено Bartini

Старт «эры аэротакси» ожидали в 2020 году. Об этом заявляли американский Uber, немецкий Volocopter, успешно протестировавший аппараты в Дубае и Сингапуре; японский Cartivator, китайский EHang и другие большие и маленькие компании. Однако взлет из-за коронавируса и регуляторных проблем пришлось отложить до 2022-2023 года. Тогда же должно появиться и первое двухместное летающее такси от сколковского партнера Bartini. «Ко» узнала, как двигаются разработки.

Энергия водорода против электричества

Стартап Bartini был основан в 2015 году россиянами. Идея создать аэротакси принадлежала инженеру Владимиру Салатову. В отличие от большинства западных компаний, разрабатывающих аппараты, которые будут летать благодаря литиевым батареям, в Bartini хотят использовать для полета водородную энергию.

Airbus начал создавать свой проект летающего такси еще в 2016 году. Аэротакси от Airbus получило название Vahana. Машина обладает возможностью вертикальных взлета и посадки, что позволяет ей приземляться практически в любом месте. На этом Airbus не остановился и объявил о запуске еще одного проекта аэротакси — CityAirbus. Эти летательные аппараты смогут разгоняться до 120 км в час, на них можно будет быстро долететь до аэропортов или железнодорожных вокзалов.

Boeing с 2017 года работает над проектом Boeing NeXt, в рамках которого будут созданы транспортные системы будущего и, собственно, само аэротакси. Этот летательный аппарат также способен совершать вертикальный взлет, он оснащен 16 электромоторами с несущими воздушными винтами.

Еще одна компания-гигант — Uber — также думает о захвате будущего рынка аэротакси. Ее проект Elevate был представлен в 2016 году. Внешне аэротакси чем-то напоминает вертолет. Однако инновационный аппарат отличается от обычного вертолета несколько футуристическими формами и множеством пропеллеров вдоль крыла.

прочитать весь текст

Как рассказал «Компании» директор Bartini Илья Ханыков, в мире сейчас тренд на электрификацию транспортных средств, и литиевые аккумуляторы хотят использовать и для аэротакси. Однако у этого вида энергии есть несколько недостатков. Летать на батареях можно минут тридцать, дальность полета составит максимум 150 км. Другой недостаток — медленная скорость зарядки, от 0,5 до 4 часов.

Водород удобнее: заправка занимает не более 3-4 минут, а энергоемкость водородного топливного элемента в четыре раза выше, чем у литиевого аккумулятора того же веса. Это означает в четыре раза большую дальность и продолжительность полета. Аэротакси сможет летать на водороде 500–600 км. Площадки для взлета-посадки можно будет ставить не только в городе, но и в отдаленных селах. Аппараты с литиевыми батареями летать туда не смогут, так как мощностей там недостаточно: для быстрой зарядки нескольких летательных аппаратов одновременно может потребоваться 1-2 МВт.

Просторная кабина — другая особенность летательного аппарата Bartini. Кабина у летательных аппаратов такого класса — компромисс между вместимостью, грузоподъемностью и аэродинамикой. В Bartini нашли выход: кабина в будущем аэротакси станет одновременно и его крылом.

Управлять российским аэротакси будет оператор, который должен находиться в двухместной кабине вместе с пассажиром. При этом аппарат будет максимально оснащен системами автономного управления, оператору достаточно только следить за самим полетом.

«Использовать аппарат в полностью автономном режиме мы пока не планируем, — рассказывает Илья Ханыков. — Дело в том, что нигде в мире сейчас нельзя осуществлять пассажирские перевозки без оператора на борту. Мы не думаем, что в ближайшее время где-нибудь этот запрет будет снят. Однако мы делаем ставку на то, что появятся централизованные системы контроля, когда аппараты смогут летать по заранее проложенным коридорам. Тем более в городе, где могут появиться десятки тысяч аэротакси, сложно представить, что они будут все передвигаться независимо друг от друга».

Между тем автономные аэротакси неминуемо появятся, уверен Илья Ханыков, — оператор постепенно будет вытеснен в диспетчерский центр и сможет управлять аэротакси дистанционно. 

Полет по цене Uber Black

аэротаксиФото: предоставлено Bartini

Bartini собирается вывести на рынок двухместное аэротакси уже через полтора-два года. Именно тогда рынок начнет активно развиваться, уверены представители компании.

На сегодняшний день слишком много сложностей связано даже не с производством самих аппаратов, которое, по словам инженеров, технически гораздо проще производства автомобиля, а с организацией авиаперевозок и интеграцией всех сопутствующих систем. Нужна инфраструктура и разрешения на полеты.

Как отметил эксперт проекта McFly.aero Infrastructure Артём Харченко, для аэротакси, прежде всего, нужны будут посадочные площадки. Они станут аналогом автобусной остановки. Размер таких площадок должен быть как минимум 25 кв. м. Некоторые площадки станут узловыми, рядом с ними нужно будет организовывать стоянки для автомобилей, внутри создавать бизнес-залы. Полностью оценить стоимость инфраструктуры для аэротакси, по словам Артёма Харченко, сейчас нельзя, однако уже понятно, что она требует больших инвестиций.

Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов заявил журналу «Компания», что «аэротакси» больше похоже на «аэроавтобус», который не будет подстраиваться под нужды конкретного клиента, а сможет перевезти из одной определенной точки в другую определенную точку (их число в городе будет жестко ограничено) группу лиц с большой скоростью.

Михаил Якимов уверен, что в глобальном плане появление любых летательных аппаратов в крупных городах не следует ожидать в ближайшие 50 лет. В первую очередь это связано с техногенной опасностью существующих ныне технологий. «Представляется возможным использование летательных аппаратов для перевозки на незначительные расстояния, но не внутри города, а между крупными городами, которые находятся в непосредственной близости друг от друга, где основной маршрут будет проходить над незастроенной территорией и где места посадки-высадки строго определены», — заключил Якимов.

С разрешениями на полеты, по словам Артёма Харченко, все гораздо сложнее. В России «Сколково» и «Иннополис» не против организации полетов на их территории. Однако регуляторные правовые акты в данной сфере разрабатывают медленно. Если дело будет двигаться такими темпами, как сейчас, то полеты аэротакси в России произойдут только лет через пять, хотя во всем мире — уже через два года.

Если в предположениях о сроках появления нового вида транспорта эксперты расходятся, то во взглядах на стоимость такой услуги — почти нет: цена полета на этапе запуска должна быть не выше цены поездки на такси бизнес-класса и в разы ниже цены заказа вертолета.

Авария в «Сколково»

Полтора года назад компания Bartini неожиданно стала знаменитой. Во время испытаний на полигоне в «Сколково» на глазах сотен журналистов упал ее летательный аппарат. В СМИ даже прошли сообщения о том, что произведенный компанией прототип «рухнул, провисев в воздухе меньше минуты». Оппозиционер Алексей Навальный даже посвятил событию целый ролик на YouTube. Он высказал непонимание, почему аэротакси оказалось таких маленьких размеров, и предположил, что оно предназначено для перевозки английских бульдогов или лилипутов.

В «Сколково», на самом деле, проходила демонстрация не аэротакси, а транспондера, который позволяет контролировать использование воздушного пространства десятками тысяч летательных аппаратов единовременно, заявил Илья Ханыков «Компании». Система разработана одним из партнеров Bartini, компанией Exponent Technologies и считается важной составляющей для масштабного развертывания услуг аэротакси.

Для демонстрации использовалась масштабная функциональная модель Khariton. При транспортировке в «Сколково» летающий аппарат, по словам Ильи Ханыкова, повредили. «Один из двигателей находился под наклоном. Мы этого не заметили, однако это сказалось на управляемости. Оператор сразу почувствовал при взлете, что что-то пошло не так, и принял решение совершить посадку, — объясняет Илья Ханыков. — Недолгий полет, благодаря установленному транспондеру, можно было отследить в реальном времени. Это важный опыт интеграции и мониторинга воздушного пространства для целей развертывания сервисов городской аэромобильности».

Илья Ханыков подтвердил, что аппарат, который взлетал в «Сколково», стоил не менее 6 млн руб. Он был создан на средства частных инвесторов — компания работает благодаря поддержке российских и международных бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. Инвесторов представители Bartini не раскрывают. Известно только, что в 2017 году объем инвестиций в проект достиг 200 тыс. долларов. Тогда же представители компании заявляли о желании привлечь во время первого раунда от внешних инвесторов еще 500 тыс. долларов. По данным «Контур.Фокус», компания «Бартини дизайн» принадлежит американской компании «Бартини, Инк».

Над проектами аэротакси работают не только флагманы авиационной отрасли и крупные корпорации, но и небольшие стартапы, появившиеся буквально из ниоткуда. Один из таких проектов — EHang. Аэротакси от этой компании оснащено восемью электромоторами и может разгоняться до 160 км в час. Лететь такси, правда, сможет не более 30 минут, однако разработчики утверждают, что в городе более длительные полеты и не нужны.

Другой стартап — Volocopter — провел испытания своего аэротакси еще в 2016 году. В машине может находиться два человека. Управлять аппаратом можно как из кабины, так и с помощью оператора, находящегося на земле. В 2019 году стартап открыл первую тестовую станцию аэротакси VoloPort — ее разместили на плавающей платформе в заливе у Сингапура. Во время первого полета аэротакси поднялось на 700 м над водой. Однако затем в компании признали, что при сильном ветре и дождях аэротакси пока не сможет нормально летать. После этого испытательную станцию демонтировали.

прочитать весь текст

После неудачного полета к проекту аэротакси Bartini на некоторое время появилось недоверие.

«Конечно, было по-человечески неприятно, однако в профессиональном сообществе нас понимают, и мы очень благодарны всем за поддержку», — отметил Илья Ханыков.

Он добавил, что на работу компании инцидент в «Сколково» никак не повлиял. Сейчас инженеры занимаются проектированием полноразмерного летательного аппарата для будущего аэротакси и изготовлением на опытном производстве деталей для очередной модели.

Отвечая на вопрос, на каком заводе будет собираться аэротакси, Илья Ханыков заявил, что для этого компания создаст свой цех. Производство запустят, скорее всего, в России. Компоненты будут заказываться на заводах, расположенных в разных уголках планеты. В будущем планируется открыть цех по сборке авиатакси в Азии, так как там есть огромный рынок.

В заключение Илья Ханыков заверил, что коронавирус пока не сильно влияет на разработки, которые ведет компания. Часть команды и так работает «на удаленке», специалисты находятся в разных городах и даже странах. Однако эпидемия ударила по поставщикам и инвесторам Bartini, признаётся Илья Ханыков, правда, пока последствия для самой компании из-за этого минимальны.

Еще по теме