Когда золото действительно блестит...
Вопрос о соотношении количества и качества ювелирных украшений в сфере корпоративного стиля в одежде не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Уж так сложилось, что отношение у различных этносов к золоту (не как к финансовому инструменту, а как к ювелирному материалу) в силу исторических, религиозных и прочих причин разное. К примеру, весь покрытый золотом, абсолютно весь (почти как у злодея Голдфингера из одноименного фильма), Rolls-Royce султана Брунея смотрится очень органично на улицах Бандар-Сери-Бегавана (столица султаната), но разве может здравомыслящий человек представить себе подобный тюнинг лимузина президента США?! Экзотичное отношение к золоту, типичное для Востока, может вызвать неприятие и осуждение у человека с западной ментальностью. Хотя и население западных стран неоднородно во взглядах на ювелирные изыски и пристрастия сильной половины человечества. Так, например, увешанные браслетами и перстнями бизнесмены из Италии, Испании, Греции или Израиля не вызовут настороженности у коллег на солнечной родине, но в странах с более северной, сдержанной и консервативной культурой количество золота будет воспринято обратно пропорционально уровню общей культуры. Российские специалисты в области стиля, как и все неофиты, ратуют в этой области за скромность и пуританство. Если углубиться в исторические корни данного вопроса, то можно отметить, что для россиян характерно православно-византийское отношение к золоту. Покрытые золотом купола церквей, оклады икон, а также географическое положение России на стыке европейской и азиатской культуры наложили печать на русскую ментальность. Такие же заключения можно сделать и в отношении католиков, которые в сравнении с протестантами, относятся к золоту как ювелирному материалу более трепетно. Для примера можно сравнить сходных по темпераменту и географически близких англичан и ирландцев. Процент мужчин, носящих золотые украшения (перстни, браслеты), в Ирландии гораздо выше, чем в Англии.
Если коснуться корпоративных канонов в отношении ювелирных изделий (к которым можно отнести и часы), то здесь, как и во многих других аспектах стиля (обувь, костюмы, автомобили и т.д.), многое зависит от самого мужчины и от того дела, которым он занимается. Банкир, оптовый торговец алкогольной продукцией или продюсер могут руководствоваться разными взглядами на формирование своего гардероба и его ювелирной части. То, что гармонично смотрится на одном, вызывающе пошло выглядит на другом, ибо всех мужчин по своему экстерьеру можно разбить на несколько стилистических подгрупп.
Попробуем их выделить.
Натуральный. Чтобы далеко не ходить, укажем в качестве примера на Артемия Троицкого*. Распространенный как в России, так и на Западе тип: крупный и крепкий мужик с трехдневной щетиной, которому идет неформальная одежда (твидовые и вообще текстурные пиджаки, свитера крупной вязки, вельветовые брюки и т.д.). Представители натурального стиля предпочитают не носить украшения, но если все-таки надевают что-либо, то это должно выглядеть брутально и «крупнокалиберно». И если вы, относясь к данному типу, не можете позволить себе массивного, грубовато, но стильно сработанного браслета, то лучше не носить никакого. Что касается часов, то они также должны быть крупными, на фактурном кожаном ремешке (если часы золотые) или металлическом браслете (если часы стальные). Советуем обратить внимание на модели для летчиков или аквалангистов, наиболее полно представленные в коллекциях Breitling, TAG Heuer, Omega Seamaster; подойдет и стальной Rolex.
Следующий стилистический персонаж – роковой, или драматический. Исходя из названия данной подгруппы, мужчина этого типа, как хороший артист, может великолепно выглядеть как в водолазном костюме, так и в смокинге. Яркий представитель данной породы мужчин – Шон Коннери (вот, кстати, и смокинг и акваланг!). Такие любят и умеют носить украшения. Часы, рекомендуемые для них, в общем соответствуют первой подгруппе с поправкой на обстоятельства: к вечернему гардеробу данному типу великолепно подойдет массивная золотая классика типа Vancheron Constantin Phidias, Audemars Piguet Royal Oak. Кроме того, они в своем арсенале могут иметь перстень и крупные запонки, браслет.
Романтический тип. Утонченный, стройный мужчина с тонкими чертами лица и руками музыканта, предпочитающий одеваться элегантно как утром, так и вечером. В качестве примера можно привести Сергея Лисовского. Подсознательно – на уровне подкорки – они выбирают то, что соответствует их конституции и, проходя мимо массивных, грубоватых вещей, обращают внимание на украшения элегантные, с утонченным дизайном. Могут носить все что угодно: перстни, запонки, галстучные булавки, браслеты, но не должны забывать о соответствии всей этой роскоши своей несколько субтильной внешности. Часы, особо почитаемые среди субъектов данной стилистической подгруппы, имеют характерную форму, называемую часовщиками французским термином tonneau («бочка»): продукция Franck Muller, некоторые модели Baume&Mercier. Кроме того, на их запястьях очень неплохо будут смотреться разнообразные «танки» Cartier и магические Jaeger-leCoultre Reverso.
Поклонник классики. Придерживающийся консервативных взглядов как в манерах, так и в стиле одежды человек. Образ, как нельзя лучше укладывающийся в прокрустово ложе большой политики и большого бизнеса, когда противопоказано раздражать электорат или коллег. Рекомендуется ограничиться обручальным кольцом и неброскими (хотя, возможно, и очень дорогими) классическими часами – подойдут тонкие модели Patek Philippe, Piaget, Brequet. Рубашку с запонками, скрепляющими манжеты, правила хорошего тона требуют надевать на вечерние мероприятия и не забывать, что галстучная булавка помимо эстетической несет и вполне функциональную нагрузку, не давая сбиться галстуку.
Ювелирные украшения, в свою очередь, можно разделить по принципу функциональности. К предметам, несущим функциональную нагрузку, относятся запонки и галстучная булавка. Их должен иметь в своем арсенале любой уважающий себя джентльмен. Браслеты, цепи, перстни не являются предметами, так сказать, первой ювелирной необходимости и не случайно именуются в народе «цацками». Важный момент, на который нужно обратить внимание при подборе ювелирных изделий и часов, – это цветовой тип внешности и волос. Если не вдаваться в подробности, то всех людей можно разделить на «теплых» и «холодных». Первым подходит желтое золото, последним – украшения из белого золота, платины (часы могут быть выполнены также из нержавеющей стали или титана). Особенно к лицу украшения и аксессуары из белого металла зрелым людям. Короче, «седина в бороду, бес в ребро» – меняй золото на платину (серебро – металл не корпоративный, подходящий мужчинам только творческих профессий).
Если коснуться характерных только для Запада нюансов, связанных с традициями использования ювелирных украшений, то можно обнаружить следующий любопытный момент. Среди западного истеблишмента очень сильны корпоративные традиции (в том числе и геральдические) престижных университетов и колледжей, выпускники которых в течение всей последующей жизни изредка (например, на встречу выпускников) надевают университетские перстни, врученные при вступлении в храм науки. Но носить их постоянно не считается хорошим тоном и приравнивается к снобизму, не принятому в обществе. Тем более что иногда «говорящие» украшения могут повредить, настроив не столь обласканного жизнью собеседника против вас.
Самовыразиться в ювелирном плане можно посредством, например, персонализированной пряжки брючного ремня. Зачем, спрашивается, носить на себе логотип и рекламировать дизайнера, если можно совместить приятное с полезным? Закажите у ювелира серебряную пряжку с золотой монограммой, смело расстегивайте пиджак и не стыдитесь своего эгоцентризма. Но, поклоняясь золотому тельцу, соблюдайте чувство меры. Ювелирные изделия в шкале имидж-приоритетов занимают не самую верхнюю строчку. Блеск золота, нацепленного на человека, только подчеркнет убогость обсыпанного перхотью, плохо сшитого костюма или нечищеных дешевых ботинок. Обращая внимание на частности, при формировании вашего имиджа не упустите из виду общую стилистическую линию.
* признан в России иноагентом.