"Кокуй" от "команданте" Чавеса


В истории есть примеры успешной локализации болезни, но их можно пересчитать по пальцам. В случае если у Уго Чавеса возникнут проблемы со здоровьем, то у России имеется серьезный повод для беспокойства относительно своих инвестиций в этой латиноамериканской стране.

В случае потери Уго Чавесом власти и ее перехода к прозападно настроенным политикам отечественный бизнес может списать в убыток миллиарды долларов, уже вложенные в венесуэльские проекты. Напомним, что основные инвестпроекты наших компаний сосредоточены в нефтегазовой отрасли. В феврале 2010 г. было создано совместное предприятие с участием нефтегазовой корпорации Petroleos de Venezuela и российского Национального нефтяного консорциума (ННК), куда вошли "Газпром нефть", "Роснефть", ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и "Сургутнефтегаз", для разработки крупного месторождения нефти блока "Хунин-6" бассейна реки Ориноко. СП с долевым участием: у PDVSA - 60%, у ННК - 40%, запасы "Хунин-6" составляют 7,1 млрд тонн. Инвестиции в разработку "Хунин-6" планировались на уровне $20 млрд в течение 25 лет. В качестве бонуса Венесуэла уже получила от российской стороны $600 млн. "В 2008 г. "Русал" подписал с венесуэльской Guayana меморандум о создании СП для строительства комплекса по производству алюминия и глинозема, "Интер РАО ЕЭС" - меморандум о сотрудничестве с Национальной электроэнергетической корпорацией Венесуэлы по строительству электростанций, которые снабжали бы энергией алюминиевый комбинат", - напоминает ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов. Еще одним немаловажным направлением является военно-техническое сотрудничество. Объем заказов в настоящее время оценивается более чем в $6 млрд. Кроме того, для расширения объема заказов закупки вооружений Россия предоставила Каракасу кредит в размере $2,2 млрд. "В случае хороших отношений с Венесуэлой, на наш взгляд, страна имела бы трудности с выполнением своих обязательств по кредиту, - рассуждает Алексей Козлов. - Отчасти ситуация напоминает взаимоотношения СССР и Кубы в 1960-х - 1970-х. Венесуэла платит РФ выгодным геополитическим положением, военным сотрудничеством, закупкой российских вооружений и поставкой недорогих товаров народного потребления". Так, к примеру, президент Уго Чавес предложил вице-премьеру РФ Игорю Сечину рассмотреть возможность поставок в Россию алкогольного напитка "кокуй", производимого из агавы, - это венесуэльская "альтернатива" водке. Но все это лирика, действительность же заключается в том, что уход Чавеса, безусловно, сводит на нет все те геополитические выгоды, которые наша страна получает от сотрудничества с Венесуэлой, к тому же встает большой вопрос о возврате ссуд. Наверняка этот процесс будет затяжным и трудным. Что касается проектов на уровне частных корпораций, то отсутствие поддержки начинаний со стороны южноамериканцев также может значительно ухудшить ситуацию. Не исключено, что при самом негативном для России сценарии развития событий многие проекты могут быть национализированы и переданы в разработку американской либо другой стороне


Владислав Жуковский,старший аналитик ИК "Риком-Траст":

"Чавес находится в крайне тяжелом положении, и особенного места для маневра у него уже нет. Отношения с Западом, по сути, разорваны, если и не окончательно, то уж подпорчены крайне сильно. В условиях приближающегося бюджетного и валютно-финансового кризиса у лидера боливарцев просто не остается другого выбора, кроме как идти на сближение с Россией и Китаем. И именно по этой причине он вряд ли рискнет в дальнейшем пойти на пересмотр заключаемых сегодня соглашений. Без финансовой помощи России и Китая у Чавеса, по существу, не остается шансов на спасение".

Алексей Матросов, руководитель аналитического отдела ГК Broco:

"Для России Венесуэла является вторым по величине рынком сбыта оружия, после Индии. Суммы заказов составляют $6-7 млрд. Соответственно в случае ухода Чавеса РФ рискует потерять новые контракты, и, по некоторым данным, даже есть перспектива не получить средства за уже поставленное вооружение. Также существуют риски для российских нефтяников: ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", "Роснефть", ТНК-BP и "Сургутнефтегаз" готовятся добывать нефть в нефтеносном поясе дельты Ориноко в рамках нефтяного консорциума. Объем российских инвестиций оценивается в $12 млрд, из которых уже около миллиарда передано Чавесу".

Павел Геннель, председатель совета директоров УК "Столичная финансовая корпорация":

"Велика вероятность, что режим Чавеса с его смертью прекратит свое существование, и к власти придут люди, с которыми Россия ранее, из понятных соображений, не сотрудничала. Также велика вероятность, что эти люди будут плотно связаны с правительством США, которое совершенно не жаждет российского присутствия в этом регионе. Как следствие, Россия, скорее всего, потеряет влияние в этом регионе, а все долги, в том числе по поставкам оружия, придется списать".

Валерий Пивень, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения Пробизнесбанка (финансовая группа "Лайф"):

"Смена политической власти в стране не обязательно означает переход контроля к компаниям из США (собственно, российские компании также НЕ контролируют проекты, в которых участвуют). Возможно, Венесуэла будет рассматривать бразильские или какие-либо другие компании в качестве партнеров. Вероятно, российский консорциум предложит наиболее выгодные условия партнерства. Нельзя однозначно предрекать, что именно проамериканские силы будут определять вектор политического развития страны".

Виктор Марков, старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент":

"Изменение политической ситуации в Венесуэле в случае ухода Уго Чавеса для российского бизнеса - участников ННК может означать потерю контрактов, а также уже уплаченного бонуса $600 млн. Учитывая то, что сегодня Венесуэла занимает первое место в мире по запасам нефти - 296,5 млрд баррелей (40,6 млрд тонн), потеря такой перспективы для российского бизнеса станет существенной утратой, тем более что наши нефтяные компании имеют мало международных проектов".