Колеса взаймы

08.07.201300:00


Компания inFOLIO Research Group опубликовала результаты исследования российского рынка аренды и проката автомобилей за 2012 г. и I квартал 2013 г.

Общий объем рынка в прошлом году достиг 21,8 млрд руб., продемонстрировав рост на 4,3%. При этом общий парк сдававшихся в аренду или в прокат автомобилей составил 27 200 машин, 76% из которых приходится на автопрокатные компании обеих столиц. До 42% случаев аренды приходится на корпоративный сектор, 39 - на торжественные мероприятия (в основном свадьбы), 16 - на частных лиц и, наконец, 3 - это прокат автомобилей туристами.

Наибольший потенциал сосредоточен в сегменте проката автомобилей частными лицами: его рост составил 13,7%. Клиентами здесь становятся в основном те, чей собственный автомобиль находится в ремонте (67%). Входит также в оборот аренда/прокат автомобилей на выходные (в основном для поездок на дачу), хотя доля таких случаев не превышает 1%. Рост продемонстрировал также сегмент проката/аренды автомобилей организациями (7,2%). Этот сегмент, самый значительный на рынке, на сегодняшний день развивается в основном за счет перехода компаний второго эшелона и крупных региональных бизнесов на аутсорсинг транспортных услуг. В долгосрочной перспективе подобная тенденция может гарантировать сектору троекратный рост.

Ситуация в остальных сегментах рынка проката/аренды автомобилей может быть охарактеризована как стагнация. В самом деле объемы аренды и проката машин для свадебных торжеств, скорее всего, достигли своего максимума и растут за счет цен. Что касается туристического сегмента, то здесь эта услуга изначально и объективно непопулярна из-за слишком больших расстояний между привлекательными для туристов местами (400-500 км в России против примерно 120 км в Европе).

Главным же препятствием для развития рынка аренды и проката автомобилей остается специфическая потребительская культура, сложившаяся в России и предполагающая аренду транспортного средства практически исключительно для свадебных мероприятий. Вторым по значимости барьером является слабая информированность потенциальных потребителей о существовании такой услуги, а также имеющая место подмена аренды автомобиля с водителем услугами такси.

В целом получается, что в России не фиксируется объективных условий, которые позволили бы в обозримом будущем ожидать бума на рынке проката/аренды автомобилей. Все его объемы практически сформировались самотеком на основе фактического и при этом достаточно ограниченного спроса при отсутствии перспективы органического роста. В целом, по мнению аналитиков, развитие этого рынка напрямую зависит от маркетинговых усилий игроков.