Количество переходит в качества
Говоря о западных бизнес-школах, обычно подразумевают знания, которые в них можно получить. Между тем любой обладатель МВА располагает еще одним багажом – набором определенных личных качеств, которые развиваются у аспирантов бизнес-школ в ходе обучения. Да и сам процесс отбора учащихся во многом построен на выявлении у них этих качеств.
Человеку без врожденных «лидерских замашек» MBA вряд ли сможет помочь. С другой стороны, кандидатов, не обладающих такими качествами, в бизнес-школы не берут. Ведь главным элементом отбора кандидатов является собеседование, в ходе которого опытные преподаватели могут выявить всю подноготную кандидата. «Как правило, в хорошую бизнес-школу попадают люди только с большим потенциалом и характерологическими качествами. Они изначально обладают задатками лидеров, упорством и целеустремленностью, – считает Дмитрий Куприянов, директор по управлению персоналом компании «Вимм-Билль-Данн». – Поступление в бизнес-школу само по себе является значительным жизненным испытанием. Если человек при поступлении прошел через серьезную систему отбора, тестов и экзаменов, то можно предположить, что у него уже есть качества потенциально хорошего менеджера. В бизнес-школе они развиваются и адаптируются к условиям реального бизнеса». По мнению директора рекрутингового агентства «Прайм-чейз» Кирилла Бутусова, человек, собирающийся получать диплом MBA, изначально должен обладать управленческими способностями. В бизнес-школе они дополняются соответствующими знаниями. В результате менеджер выходит на новый профессиональный уровень.
Врожденные амбиции
Сам Дмитрий Куприянов из «Вимм-Билль-Данн» прослушал часть курса престижной американской бизнес-школы Fuqua. Основные качества руководителя, считает Куприянов, были у него и до MBA. Школа лишь позволила приобрести новые связи и практические навыки. Поскольку программа MBA построена на общении студентов, он получил возможность разом пообщаться с представителями разных культур. Станислав Шекшня – руководитель более высокого ранга, чем Куприянов. Генеральный директор компании «Альфа-Эко Телеком» еще в 1992 году окончил школу при американском университете North-Eastern. По словам Шекшни, до поступления в бизнес-школу он уже имел качества, необходимые менеджеру высшего звена, а бизнес-школа лишь помогла их развить. «Моя бизнес-школа развила во мне способность работать в команде и стремление решать любую задачу», – рассказывает Станислав Киселев, гендиректор хэд-хантинговой компании Egon Zehnder, который в 1997 году окончил французскую бизнес-школу INSEAD. «Но я не могу сказать, что там мне прививали амбициозность или склонность к лидерству. Я думаю, эти качества у человека либо есть изначально, либо их нет. Бизнес-школа прежде всего учит аккумулировать большое количество информации и делать правильные выводы». Киселев считает, что MBA позволяет человеку научиться правильному подходу к решению бизнес-проблем. «Допустим, перед вами стоит финансовая или маркетинговая задача, – говорит Киселев. – Бизнес-школа учит решать ее с учетом всего спектра организационных, социальных и даже этических проблем».
Команда или конкуренция
Все бизнес-школы по методам и системе обучения можно разделить на две группы. Некоторые из этих заведений сосредоточены на обучении работе в команде. Другие, напротив, нацелены на действия в условиях конкуренции между одногруппниками. К первой группе относятся такие школы, как Kellog или Wharton. Ко второй – Гарвард, Чикагская и Колумбийская школы. В школах обоих типов сочетаются три способа обучения – лекции, семинары и бизнес-кейсы. На семинарах все студенты отвечают индивидуально, зарабатывая личные оценки. Кейсы же, как правило, – это задания для группы. «Большинство кейсов в бизнес-школах решаются в группе, и это приучает к работе в команде, – говорит Дмитрий Куприянов. – Но для решения каждого бизнес-кейса, как правило, назначается лидер проекта. Этот человек помимо знаний должен продемонстрировать и способности организатора». Станислав Киселев считает, что способность к лидерству – это умение вести за собой людей: «Когда на решение задачи отпущено мало времени, всегда нужен человек, который будет направлять группу и следить за тем, чтобы дискуссия не затягивалась». Система оценок и рейтингов приучает слушателей бизнес-школ к духу состязательности, который будет полезен и в дальнейшей карьере. Слушатель бизнес-школы, к какой бы из двух моделей она ни относилась, постоянно пребывает в конкурентной среде. Тот, кто на финише оказывается впереди, обгоняя других в оценках или рейтинге членов группы, может рассчитывать на самую хорошую работу и самую высокую зарплату. По словам Куприянова, во время обучения в бизнес-школе не менее важным является и непосредственное общение с преподавателями-практиками: «Вы заряжаетесь энергетикой от людей с очень высоким уровнем компетенции». Все это происходит в условиях интенсивного информационного потока. В неделю слушатель бизнес-школы поглощает столько же информации, на усвоение которой в обычном вузе уходит месяц. Это помогает развить еще одно качество – умение правильно распределять время.
Какие качества развивают в бизнес-школах
1. Настрой на успешное решение задач любой сложности
2. Склонность к работе в команде
3. Дух состязательности
4. Широкий и всесторонний взгляд на предмет или проблему
5. Способность поглощать большие объемы информации
6. Умение принимать на основе полученной информации оптимальные решения
7. Амбиции лидера