Top.Mail.Ru
архив

Команда лидеров

Один за всех и все за одного. Слова, придуманные и вложенные в уста мушкетеров двести лет назад Александром Дюма, стали жизненным кредо для топ-менеджеров одного из крупнейших в России генерирующих холдингов – ОГК-3.

 

В начале 1990-х многие промышленные отрасли пребывали в настолько плачевном состоянии, что их легче было создавать с нуля, нежели пытаться «отремонтировать» руины. Исключением не стала и электроэнергетика. Хотя инициатива главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, разработавшего почти десять лет назад «программу 5+5», начала приносить плоды только сейчас, по истечении двух «пятилеток» время показало, что это был наиболее приемлемый путь для всего российского рынка. Доказательством этому служит пример «Третьей генерирующей компании оптового рынка электроэнергии» (ОГК-3). Компания, родившаяся в результате реформы электроэнергетики всего два года назад, уже стала одним из самых лакомых кусочков отрасли. Можно с уверенностью говорить, что это достижение – заслуга топ-менеджеров ОГК-3 во главе с генеральным директором Максимом Кузнецовым, для которых понятия командного духа и корпоративной чести стали ориентиром во всех начинаниях.

 

Кроме шуток

 

Несмотря на то, что процесс формирования ОГК-3 был завершен 1 апреля 2006 года, когда единая операционная компания прошла официальную регистрацию и все генерирующие станции стали ее полноценными филиалами, руководители холдинга не любят шутить по этому поводу. «Какие шутки, – вспоминает замгендиректора по организационным вопросам Владимир Колесников. – Юридически компания зарегистрировалась в Бурятии, где расположен один из объектов ОГК-3 Гусиноозерская ГРЭС. Однако центральный офис и весь руководящий состав холдинга, за исключением региональных менеджеров, находился в столице. Разница во времени не позволяла мешкать, все процедуры мы должны были завершить без промедления, причем на ошибку, как и у саперов, права у нас не было».

Сбоя тогда не произошло, документы, собранные менеджерами ОГК-3, были в полном порядке, и день шуток и веселья стал для них настоящим красным днем календаря. Впрочем, как отмечают сами энергетики, праздничными днями можно считать все трудовые будни и нервные ночи, проведенные над разработкой системы, объединившей шесть российских ГРЭС – Костромскую, Печорскую, Гусиноозерскую, Харанорскую, Черепетскую и Южноуральскую. К дню, прошедшему незаметно для большинства россиян, менеджеры ОГК-3 шли почти два года, и календарные даты для них иной раз превращались в собственные небольшие торжества. Например, 1 октября 2004 года совет директоров РАО «ЕЭС» принял решение учредить новое акционерное общество и дал ему название – ОГК. Уже к концу осени, 23 ноября, межрайонная инспекция Бурятии внесла в свои списки энергетическую компанию, которая сразу же приступила к активной работе. Почти год спустя, 2 сентября 2005 года, директорский корпус РАО «ЕЭС» определил количество и номинал акций генерирующего холдинга, а также принял решение об увеличении уставного капитала компании. Как говорит Кузнецов, праздники делают сами люди, поэтому стоит забыть о датах и перейти непосредственно к персоналиям.

 

 

Удачное стечение обстоятельств

 

Теперь, когда большинство крупных холдингов нашей страны прочно встали на ноги, многие руководители компаний особо не задумываются, когда ищут себе помощников и заместителей. За них это делают хед-хантеры, проводящие переговоры с потенциальными топ-менеджерами, привлекая их хорошими окладами или лучшими условиями работы. Однако два года назад такая практика еще не была распространена. Найти грамотного специалиста на российском рынке было нелегко. Но для Кузнецова этой проблемы фактически не существовало. Как признается глава ОГК-3, за него это сделала сама реформа электроэнергетики, вернее, те люди, которые заново писали летопись одной из самых серьезных отраслей российской экономики. С одной стороны, в результате реформы РАО «ЕЭС» и ее дочерних предприятий на профессиональном рынке образовалось много вакансий – от руководителей отделов и департаментов до директоров крупных генерирующих станций. Вместе с этим кресла руководителей долго не пустовали. «Создание нашей команды – это не везение, а удачные обстоятельства, – вспоминает Кузнецов. – У нас было из кого выбирать». В Москву менеджеры съехались со всех концов России, и каждый из них занял свое место в сложной системе управления энергетическим хозяйством. Первыми пришли на помощь Кузнецову его земляки, работавшие вместе с гендиректором ОГК-3 в «Волгоградэнерго». Например, Михаил Налбандян, взявший на себя ответственность за экономику и финансы холдинга, или куратор корпоративной политики Сергей Калантаров. Срабатываться им пришлось с представителями других отечественных «школ электроэнергетики», отдавшими свои способности ОГК-3, в том числе с приехавшим из Бурятии замгендиректора по логистике Андреем Кулаковым, рязанцем Валерием Васильевым, отвечающим сегодня за сбыт электроэнергии, с замгендиректора по технической политике Валерием Назаровым из Костромы. Именно им, а также Владимиру Колесникову, директору филиала «Центр управления ОГК-3» Валерию Большакову, начальнику департамента управления делами холдинга Михаилу Гладышеву и Николаю Балдину, возглавляющему главное подразделение концерна – Костромскую ГРЭС (крупнейшую не только в России, но и в Европе) пришлось выполнять функции отцов-основателей компании. Причем сплотить таких – в общем-то непохожих друг на друга – людей позволили не только организаторские качества главы ОГК-3 Максима Кузнецова, но и их собственные жизненные принципы. «С одним можно заработать рубль, а с другим – тысячу рублей, – смеется теперь Сергей Калантаров. – Однако мы выбирали не деньги, а с кем интереснее».

В итоге каждый оказался на своем месте. Хотя менеджеры ОГК-3 категорически отказываются говорить о собственных достижениях на новой должности, за них это с удовольствием делает Максим Кузнецов. «Я горжусь своей командой. Говорить о результатах их работы можно бесконечно», – отмечает он. Так, Михаилу Налбандяну удалось защитить электроэнергетические тарифы и создать собственную программу бюджетирования компании. Валерий Васильев сразу же заявил о централизации сбытовой деятельности и за считанные месяцы собрал команду сбытовиков, построивших тесные взаимоотношения с контрагентами. Девизом в работе стало для него неукоснительное выполнение статей бюджета ОГК-3. Владимир Колесников обеспечил холдинг системой безопасности, а также наладил хорошие отношения компании с органами исполнительной власти. К заслугам Калантарова его шеф причисляет согласование корпоративных процедур при учреждении ОГК-3. «Все было проведено точно в срок», – вспоминает Кузнецов. Валерий Большаков, пришедший в холдинг с поста гендиректора Черепетской ГРЭС, стал ценным и незаменимым менеджером, на плечи которого легло формирование инвестиционной программы компании, обеспечившей все этапы развития ОГК-3 – от разработки проектной документации до непосредственной реализации этих проектов. «Один в поле не воин. Лидер всегда опирается на своих заместителей. Ощущение команды знакомо всем и каждому в нашей компании. Практически 99% наших сотрудников преданны компании и готовы работать на перспективу и принимать стратегические и тактические решения», – резюмирует Кузнецов.

 

Гордиться нужно всем

 

Собственные заслуги – не единственная тема, которой стараются не касаться топ-менеджеры ОГК-3. Энергетики пожимают плечами и смущенно улыбаются, когда интересуешься, что станет для них задачей всей жизни. «Наша цель – укрепить доверие акционеров», – считает Андрей Кулаков. Для этого, по мнению замгендиректора по логистике, нужно отдавать все силы холдингу, чтобы превратить его в образец как для российских, так и для мировых энергокомпаний. Того же мнения придерживается и Валерий Васильев. «Необходим глобальный подход, укрепление законодательной базы, которая не только поставит отечественную энергетику в один ряд с западными конкурентами, но и заставит их считаться с нашими отраслевиками», – уверен менеджер. Причем личные интересы руководителей ОГК-3 неизменно отступают на задний план перед общим делом. Каждый из них давно сформировал для себя фронт работ, свою миссию, выполнение которой уже стало делом чести. «Высокотехнологичная и надежная генерация энергии», – скупо роняет Валерий Большаков. «Повышение надежности электро- и теплоснабжения потребителей, а также формирование высокой корпоративной и организационной культуры. Забота об окружающей среде», – добавляют Назаров и Калантаров. Это не пустые слова. Они стали для руководителей ОГК-3 своеобразным гимном, мелодия которого ни на минуту не забывается ни на работе, ни дома. Советом директоров РАО уже отобраны четыре проекта, реализация которых станет первоочередной задачей ОГК-3. Это строительство двух угольных блоков по 225 МВт на Черепетской и еще двух – на Южноуральской ГРЭС, а также возведение аналогичного по мощности блока на Харанорской ГРЭС. Это окажет серьезную помощь в реализации электроэнергии компании и создаст все предпосылки для поддержания необходимого уровня напряжения сразу в шести областях России – Тульской, Орловской, Липецкой, Брянской, Челябинской и Читинской. Дел, как говорится, невпроворот.

Впрочем, глава ОГК-3 Максим Кузнецов, как и полагается неоспоримому лидеру, считает, что у менеджеров – а тем более у руководителей – каждый день работы в компании должен рождать поводы для гордости. «Я горжусь всем, начиная от ввода в промышленную эксплуатацию новых генерирующих объектов, до строительства церкви во имя преподобного Тихона Луховского в Волгореченске, небольшом городке в Костромской губернии». Останавливаться на достигнутом энергетики явно не собираются. Стоит отметить, что девиз «назло рекордам» как ни один другой подходит для ОГК-3, электростанции которой за январь – июль этого года выработали более 17 млрд кВт/ч, что на 6,9% превышает показатели прошлого года. И этим гордятся все члены правления энергохолдинга. Ведь, как замечает Кузнецов, любая компания – и прежде всего ее менеджеры – должна работать как отлаженный часовой механизм, желательно, швейцарского качества.

 

Еще по теме