Команды вышли на старт
"От того, кто получит главные портфели в будущем правительстве, ровным счетом ничего не зависит. Потому что президент по нашей конституции - хозяин своих министров: я тебе портфель дал, я же его у тебя и отберу", - скептический ответ одного из высокопоставленных чиновников на вопрос "Ко" о назначениях в новое правительство очень точно характеризует будущую кадровую политику Владимира Путина. Сейчас президент способен позволить себе немногое - слишком тяжел груз прошлых обязательств. Но уже через полгода все может измениться.
Борьбу за ключевые должности в новом кабинете министров, который должен быть сформирован до конца мая, ведут три основные политико-экономические группы. Первая - это старая кремлевская команда. Определяющие фигуры - Валентин Юмашев и Татьяна Дьяченко. Именно они выступают в роли официальных переговорщиков. Кремлевские старожилы обладают существенным ресурсом: первый президент России Борис Ельцин хоть редко, но все же влезает в дела преемника. По рассказам очевидцев, Путин по-прежнему не может отказать "дедушке" и очень чутко реагирует на его пожелания. Но влияние "Тани-Вали" не ограничивается одними лишь добрыми советами старого президента. За их спиной маячат не менее влиятельные фигуры - Роман Абрамович и Александр Мамут. О том, сколь серьезно они были способны корректировать решения и.о. президента, свидетельствует история с отставкой заместителя главы президентской администрации Макарова. Одним из первых решений Путина после прихода в Кремль было увольнение этого чиновника, отвечавшего за кадры (традиционно главное место в системе государственной власти). Однако всего через три дня Макаров всплыл в качестве первого зампреда ГТК. Кстати, председатель Таможенного комитета Михаил Ванин - старый знакомый и однокурсник Александра Мамута.
Свою причастность к этой группировке старательно демонстрирует и Борис Березовский. Однако самый опытный российской олигарх давно уже вышел из большой игры. К его мнению мало кто прислушивается. По слухам, Березовский первым из отцов-основателей олигархического государства расстанется с этим приятным статусом. Зато от "круга семьи" отдалился нынешний руководитель президентской администрации Александр Волошин. Он по-прежнему сохраняет с царедворцами деловые связи, но резко усилил собственный административный ресурс. По свидетельству чиновников, у него сложились хорошие отношения с Владимиром Путиным.
В интересах "кремлевской" группы сохранить статус-кво, а при хорошем раскладе легализовать в качестве премьера Михаила Касьянова* и сделать первым вице Сергея Шойгу. Персона первого вице-премьера вполне устраивает администрацию. Кроме того, "семья" хотела бы сохранить контроль над Минтопэнерго, Минатомом и ГТК. Дни нынешнего министра топлива и энергетики Виктора Калюжного сочтены, поэтому администрация лихорадочно ищет ему замену.
Возможности группы, однако, ограничены одним важным системным фактором. Эти люди объективно не заинтересованы в корректировке существующей системы принятия решений. Путин же, напротив, заинтересован в кардинальном изменении правил игры. А это значит, что он неизбежно столкнется с "кремлевской" группой. Вопрос только в том, когда президент решится это сделать.
Вторая команда, претендующая на главные роли, - представители ФСБ, пришедшие вместе с президентом. У этой группы есть очевидные преимущества перед конкурентами: жесточайшая командная дисциплина, постоянный доступ к главе государства, а у некоторых членов команды - хорошие личные отношения с президентом. Характерно, что большинство новых руководителей важных государственных учреждений родом из питерского ФСБ. Среди наиболее влиятельных представителей этой группы - руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак и заместитель главы президентской администрации Игорь Сечин. К ним тяготеет и претендующий на расширение своих полномочий вице-премьер Илья Клебанов, который курирует оборонку, связь и транспорт. Ставленником этих людей считается и министр связи Леонид Рейман, у которого вдобавок давние личные отношения с президентом. По мнению правительственных чиновников, Рейман - один из главных претендентов на повышение. Если не случится ничего экстраординарного, нынешний министр связи станет вице-премьером.
"Группа спецслужбистов" хотела бы получить контроль и над ключевым финансовым блоком правительства. Однако достойной кандидатуры на посты в Минфин и МНС у нее пока нет. Зато кадрового голода не испытывает так называемая питерская группа, возглавляемая руководителем РАО "ЕЭС" Анатолием Чубайсом. Несмотря на заметное похолодание в отношениях с Путиным, Анатолий Чубайс по-прежнему весьма влиятелен в государственной системе. Среди его протеже - первый заместитель министра финансов Алексей Кудрин, который значится в числе претендентов на пост главы Минфина, а также заместитель министра финансов Сергей Игнатьев, которого считают хорошей заменой министру экономики Андрею Шаповальянцу. На повышение рассчитывает и первый заместитель министра госимущества Герман Греф, который может вытеснить из ведомства своего начальника - Фарита Газизулина. Кроме того, "питерская" группа пытается сохранить за собой Министерство по антимонопольной политике (нынешний руководитель - Илья Южанов).
Кроме трех основных команд в борьбу за посты в новом правительстве включились и более мелкие игроки. Наиболее активны реальные российские "олигархи". К примеру, "ЛУКойл" намерен взять под контроль Министерство топлива и энергетики, а "Альфа", по слухам, хочет перехватить Министерство по налогам и сборам и активно внедряется в АРКО. Но даже сами олигархи признают, что они не знают, насколько эффективными окажутся их попытки войти в правительство. Правила игры диктуются новым президентом.
Сделать правильный выбор в такой ситуации крайне сложно. По мнению чиновников, Владимир Путин может предпочесть вариант постепенной смены правительства. То есть на первом этапе - до мая - будет сформирован кабинет министров, из которого "вылетят" наиболее одиозные фигуры (такие, как, например, Виктор Калюжный и министр экономики Андрей Шаповальянц). Одновременно в пользу Клебанова и Реймана будут перераспределены полномочия вице-премьеров. Тем не менее Михаил Касьянов получит премьерское кресло, а Герман Греф станет министром госимущества. Очевидно, что задачи этого правительства будут сугубо операционными - достижение договоренностей с МВФ и Парижским клубом и выполнение бюджета. Решительную же реформу правительства для выполнения базовых стратегических задач президент (если все пойдет по этому сценарию) начнет в конце 2000-го - начале 2001 года. Хотя, как заметил все тот же правительственный чиновник, "просчитать нового президента очень трудно. Кто его знает - он ведь легко может опровергнуть все расчеты и одним махом всех и вся поменять. Вот тогда цирк-то начнется…"
* признан в России иноагентом