Top.Mail.Ru
архив

«Коммунальная» жертва

Принятый Думой в первом чтении пакет поправок в закон «Об основах федеральной жилищной политики» оправдал худшие прогнозы пессимистов. Совместными усилиями правительство и Дума закончили реформу жилищно-коммунального хозяйства, которая так и не успела стартовать.

По общему мнению сторонников и противников законопроекта, его основное свойство заключается в фиксации сложившейся практики. Глава фракции «Народный депутат» Геннадий Райков так оценил принятый документ: «Я ничего про реформу (в законопроекте. – Прим. «Ко») не видел». Проект поправок был выхолощен в результате долгого политического торга и в нынешнем виде представляет собой лишь приложение к годовому бюджету, описывающее порядок распределения федеральных дотаций коммунальщикам. Впрочем, подобный результат был предсказуем за много месяцев до формального голосования. Год назад, когда ведомство Грефа начало продвигать реформу ЖКХ, предполагавшую переход на стопроцентную оплату коммунальных услуг, многие эксперты указывали на политическую несвоевременность проекта. Основной этап реализации реформы пришелся бы на выборный 2004 год. Реакцию большей части электората на очередной болезненный эксперимент предугадать нетрудно. Партия власти пролетела бы на выборах со свистом. Поэтому к весне 2000 года, после провалившейся попытки внедрить добровольную стопроцентную оплату в Москве, правительством было принято негласное решение свернуть реформу по-тихому. Первым признаком стало решение правительства передать вопрос о введении стопроцентной оплаты в регионах – главных получателях коммунальных трансфертов. Последний гвоздь вбили на недавнем голосовании в Думе. Вопреки первоначальной концепции в законе сохранены многочисленные льготы, исключена возможность выселять неплательщиков в судебном порядке. Переход на адресные субсидии, что во многом и составляет суть реформы, перенесен на 2005 год. Впрочем, эти нормы по своей сути лишь «детали отделки». Главные недостатки документа – сохранение деградирующей системы производства и распределения коммунальных услуг. По оценке первого заместителя председателя Госстроя России Сергея Круглика, износ коммунальной инфраструктуры в России превышает 60%, а около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок.

Однако одобренный законопроект эту проблему никак не решает. Для возникновения и развития новых сервисных компаний поставлены два непреодолимых препятствия. Во-первых, поправки закрепляют статус поставщиков коммунальных услуг за муниципальными структурами, монополизировавшими сектор еще в советские времена. Во-вторых, сохраняется жесткое ограничение на дифференциацию в оплате услуг. Согласно законопроекту установлен лишь верхний предел доли затрат на оплату услуг: потребитель будет иметь право на материальную помощь, если плата за жилище и коммунальные услуги составляет более 20% от совокупного дохода семьи. Таким образом, участие наиболее платежеспособных потребителей в формировании спроса сведено к минимуму. Отметим, что вопросы формирования рынка коммунальных услуг были слабым местом реформы ЖКХ с самого начала. По замыслу авторов из Минэкономразвития структурная перестройка сектора, включая демонополизацию предложения, должна была произойти автоматически, как результат повышения тарифов. Наивность подобных взглядов очевидна, если принять во внимание, что ЖКХ подобно энергетике и железным дорогам – абсолютно монопольный сектор, огромная черная дыра экономики. Экономическое обоснование тарифов иногда просто невозможно. «В угольных котельных зачастую вообще не контролируется количество потребляемого топлива и объем выработанной энергии», – утверждает исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков.

По мнению аналитика Эекспетной экономической группы Анны Васильевой, при проведении реформы необходимо параллельно решать вопросы демонополизации и роста тарифов. Без насильственного расчленения, развития конкуренции тарифы можно устанавливать любые: черная дыра их все равно поглотит. Зато высокие тарифы неизбежно приведут к падению платежей населения. Опыт Камчатки, где местные власти решили просто поднять тарифы, показывает, что население стихийно отказывается платить по повышенным ценам за те же самые убогие услуги.

Шансы повлиять на содержание документа и изменить судьбу реформы еще остаются. Фракции «Яблоко» и КПРФ, пытавшиеся провалить обработанный проект в первом чтении, активно готовятся к новому бою. Однако во время основного второго чтения их интересы наверняка вступят в конфликт, и реформа ЖКХ будет похоронена окончательно.

Еще по теме