Top.Mail.Ru
архив

Коммунальное будущее

Госдума внесла изменения в Закон об основах федеральной жилищной политики. Животворные идеи правительства начинают приобретать законодательное подкрепление. Это, если кто еще не понял, об одной из главных тем российской жизни – не считая, разумеется, нехорошего поведения Америки – о коммунальной реформе. С точки зрения общего правила о невозможности реформ на российской территории (налоговая, судебная, смешно сказать – экономическая, и т.д.) понятно, что не стоит делать исключения именно для коммунальной. Но ряд обстоятельств превращает обслуживание населения в рамках новой жилищно-коммунальной политики в достаточно приятный бизнес. Таких обстоятельств по меньшей мере три.

Первое происходит из вполне очевидной тенденции роста уровня монополизации всех секторов рынка. Чужие здесь не ходят, и любой достаточно прибыльный бизнес может развиваться, только если в нем участвует крупная корпорация или госструктура. Классические примеры – фирмы при топливопроводах или при железных дорогах. То есть бизнесом вы можете заниматься сколько угодно, и железные дороги для всех открыты. Только вот вагонов нет и труба занята. А так – милости просим. Это к тому, что никакой реальной конкуренции на рынке коммунальных услуг пока ждать не приходится. В действительности та же организация может, сохраняя свою практическую монополию, создать «дочку» или две и предложить гражданам выбор. Небольшим же фирмам это не под силу. Получается привычная игра (вроде аукциона по «Славнефти»), которая называется «имитация рыночной среды».

Перспективы у такой модели неплохие, поскольку в рамках углубления коммунальной реформы обслуживающие организации смогут капитализироваться за счет собственно коммунальных объектов – сначала инженерных и обслуживающих, а затем и жилых. Вспомним при этом, что владелец зданий и помещений обладает преимущественным правом на выкуп земли, расположенной под объектом собственности. И вот представим: переселили неплательщика в другое жилье, и образовалось помещение, которое, поскольку отобрано за неуплату (т.е. за долги), вполне может быть передано заимодавцу. То есть обслуживающей организации. И что приятно, без всякой уголовщины.

Второе обстоятельство, стимулирующее стремление заниматься коммунальным обслуживанием, также является следствием недавно принятых законов. Обслуживающая организация не несет никакой ответственности, особенно финансовой, за качество обслуживания. За то, что в новом законе названо «содержание и ремонт жилья». Звонки в современные райкомы – районные управы – плохая замена законодательной норме. Тем более что норм, определяющих перечень и качество услуг (на сколько лет выдается пружина на дверь или трубы в стояке), а также сроков выполнения заявок жильцов на эти работы, попросту не существует. Зато законодательно описаны обязанности жильцов-нанимателей и санкции за невыполнение этих обязательств.

И напоследок третье, самое «сладкое» обстоятельство – цены на услуги. Они могут быть практически любыми. Некоторые ограничения существуют для семей с низким уровнем дохода. Остальные должны либо квалифицировать квартплату как налоги и достать справку о вечной нищете, либо терпеть. Конечно, платить за коммунальные услуги необходимо реальную стоимость. Но ведь расчеты бесконечно перевирают. В частности, стало уже общим местом, что жильцы оплачивают весь расход воды, включая вечно текущие трубы. Расчетов стоимости техобслуживания и электроэнергии тоже ведь никто и никогда не видел. Итак – свободные цены и отсутствие санкций за нарушения обязательств со стороны коммунальщиков. Плюс уже упоминавшаяся фактическая монополия на обслуживание. Хороший бизнес получается. А тут все правительство критикуют, что не дает развиваться предпринимательству. Кому-то, выходит, дает.

Еще по теме