Top.Mail.Ru
архив

Комната смеха

Все разговоры об уменьшении доли налоговых схем и росте реального страхования обернулись неприятным сюрпризом. После подведения итогов за первый квартал лидером по сбору страховых премий стала доселе никому не известная находившаяся ранее лишь на 536-м месте компания «Класско» (10,4 млрд руб.). А прежнего фаворита – ПСК оттеснили на 5-е место.

 

Чехарда с цифрами в очередной раз напомнила страховщикам о том, что настоящей статистики, действительно иллюстрирующей истинное положение дел в компаниях, как не было, так и нет. И произошло это чрезвычайно некстати – вслед за вступлением в силу ОСАГО.

Аналитики опасаются, что отсутствие полной и достоверной статистики может поставить под угрозу весь рынок «автогражданки». Сегодня страховщики собирают на ОСАГО «чистые» деньги, и уровень выплат (отношение суммы выплат к сумме собранной премии) практически равен нулю. Однако с ростом числа страховых случаев данный показатель уже в следующем году может приблизиться к 100% и даже превысить этот уровень. А ведь в преддверии президентских выборов власти вполне могут принять решение о снижении тарифов, ссылаясь при этом на низкий уровень выплат в 2003-м году.

Поэтому при оценке перспектив ОСАГО в любой страховой компании надо прежде всего знать удельный вес «автогражданки» в ее портфеле. Он не должен, по разным оценкам, превышать 30 – 50% от общей суммы собранных премий. В противном случае у страховщика может не хватить резервов для возмещения убытков своим клиентам и его ожидает банкротство (разумеется, если не найдется какой-нибудь инвестор-альтруист, который вовремя пополнит резервы компании). А оценить вовремя риск наступления кризиса неплатежей в отсутствие каких-либо данных о структуре и стоимости портфеля страховщика – задача практически невыполнимая.

Другая проблема молодого страхового рынка – почти полное отсутствие так называемой актуарной статистики, использующейся при расчете тарифов. Для «автогражданки» это данные по частоте страховых случаев в зависимости от места жительства, типа машины, опыта вождения и т.д., которые собираются компаниями в течение многих лет. Поскольку такой статистики не было, тарифы по ОСАГО были взяты практически с потолка, и, по мнению экспертов, оценить адекватность тарифов по «автогражданке» сегодня невозможно: ни для повышения, ни для понижения тарифов аргументов пока что нет.

Впрочем, когда Российский союз автостраховщиков (РСА) рассчитывал тарифы ОСАГО, пытаясь свести воедино данные по добровольному страхованию «автогражданки» в различных компаниях, он натолкнулся на скрытность самих страховщиков. Немногие из них желали поделиться своей тарифной политикой и признать реальную убыточность операций по КАСКО. К тому же аналитики не без основания считают: не всегда то, что верно для добровольного страхования «автогражданки», стоит применять к страхованию обязательному, поскольку оно охватывает другой контингент автовладельцев, другой парк машин, здесь выше вероятность мошенничеств и т.п. 

 

Хлеб аналитиков

Оперативная статистика нужна прежде всего экспертам – тем, кто может за скупыми цифрами усмотреть суть процессов, происходящих в настоящем, а заодно и процессов будущих. Иными словами, статистика нужна для прогноза. Что же у них есть на сегодня? Парадоксально, но основным источником знаний о рынке служит та самая форма 1С, выпускаемая ежеквартально департаментом страхового надзора Минфина (см. таблицу), где на первом месте теперь находится никому не известная компания «Класско». В ней содержится информация о сборах и выплатах компаний, разбитая по видам страхования. Но она дает представление лишь об объеме рынка, а не о доле на рынке или в отдельных компаниях тех или иных видов страхования. Причем даже эту информацию Минфин периодически пытался «засекретить» и не публиковать. Например, в 2000 году в течение полугода информация никому не предоставлялась и была объявлена «граничащей с гостайной».

Можно использовать и данные Госкомстата, форму 1СК, которую компании заполняют в обязательном порядке раз в год и где есть разбивка по ряду видов страхования (юридические и физические лица, грузы, средства транспорта и т.д.). Эта статистика сильно запаздывает и публикуется только в июле следующего за отчетным года. От данных Минфина она отличается большими объемами учтенного рынка (на 10 – 15%). Впрочем, насколько эти данные адекватны, не знает никто. Не случайно справочник народного хозяйства, который еще в советское время выпускало Центральное статистическое управление (предшественник Госкомстата), называли всегда «оружием пропагандиста, а не экономиста».

Аналитики, как правило, используют разбивку по видам страхования Госкомстата за предыдущий год и применяют ее в соответствии со своими методиками к ежеквартальным данным Минфина.

Когда Минфин закрыл информацию по рынку, страховое сообщество решило позаботиться о себе само, Всероссийский союз страховщиков (ВСС) начал самостоятельно собирать информацию, ежеквартально рассылая своим членам форму 1ВСС. Разбивкой по видам страхования она напоминает госкомстатовскую, однако по представительности сильно ей уступает. Всего на рынке работают 1400 компаний, из них членов ВСС 400, а заполняют ежеквартальную форму не более сотни компаний, и то нерегулярно и без предоставления всей требуемой информации. Впрочем, это делается добровольно, объем предоставляемой информации полностью зависит от открытости конкретной компании.

 

Ваша «серость»

Используя исходную статистику и свою экспертную интуицию, аналитики делают расшивку налоговых схем и реального рыночного страхования. С оптимизационными схемами по «псевдожизни» все довольно просто: поскольку реальное страхование жизни оценивается в размере 1 – 5% от представленных данных, страхование жизни практически целиком относится к зарплатным схемам. Более интересны данные по страхованию «нежизни» (имущественное и личное, страхование ответственности и пр.), в которое бывают «зашиты» как вполне законные налоговые схемы, так и обналичивание средств и перевод денег за границу.

Эксперты по рынку смотрят, как правило, на количество договоров компании с юридическими лицами, на отношение суммы выплат к сумме премий и на среднюю премию по одному договору. Скажем, если договоров у компании мало, а премии очень велики, то это с большой долей вероятности обналичка.

Особо хлопотно выделять «серость» у кэптивных страховщиков, связанных с крупными ФПГ или корпорациями, у которых начала увеличиваться доля рыночных операций. Отличительная черта кэптивов – нулевые выплаты. Аналитики знают: если у компании коэффициент выплат практически нулевой при больших сборах и большом количестве договоров, без «схем» тут не обошлось.

Директор информационно-аналитического центра «Ингосстрах» Эдгар Плескановский так комментирует вопрос: «Мы анализируем страховую статистику, чтобы вычленить тот целевой сегмент рынка, на котором наша компания собирается работать, понять его перспективы, оценить, сколько у нас конкурентов…Нас интересует вполне прикладная задача – помочь руководству компании принимать правильные управленческие решения. И поэтому нас интересует фирменная и отраслевая структура рынка, а также динамика развития наших конкурентов и их портфелей».

 

Рейтинг вместо рэнкинга

В отличие от аналитиков потенциальный потребитель страховых услуг прежде всего хочет узнать, достаточно ли компания надежна и будет ли она платить по наступившему страховому случаю. Естественно, что таблицы, в которых компании выстроены по объемам страховых премий или выплат (рэнкинг), ему ничего не скажут.

Для оценки надежности компаний служат рейтинги, но они не могут быть сделаны только на основании обязательной финансовой отчетности компании или данных Госкомстата. Для того чтобы получить рейтинг надежности, компания должна разрешить рейтинговому агентству подробно изучить себя изнутри. Это возможно только в том случае, если иметь рейтинг будет выгодно, даже выгоднее, чем оставаться закрытой.

Не случайно сенатор Илья Ломакин-Румянцев считает, что даже при сегодняшней закрытости рынка у государства есть способы подтолкнуть компании к рейтинговым исследованиям. Например, к конкурсу на обязательные виды страхования допускать только предприятия, получившие определенный рейтинг по утвержденной правительством методике. И тогда каждая компания должна будет решить для себя, проходить рейтинговое исследование или заниматься схемами где-то на задворках. По оптимистической оценке, через два-три года после нововведения большинство компаний обзаведутся рейтингом и проблема закрытости страхового рынка будет снята.

Еще по теме