Top.Mail.Ru
архив

"Комстар" по осени считают

Американская Metromedia International Group Inc. выразила желание купить у британской Marconi Communications Ltd 50% акций московского оператора связи "Комстар". За пакет акций "Комстара" Metromedia готова заплатить $60 млн.

"Комстар" - второй по величине после МГТС телекоммуникационный оператор в Московском регионе. Компания создана в 1989 году и до последнего момента ее совладельцами в пропорции 50:50 были британская Marconi и МГТС, входящая, в свою очередь, в АФК "Система". "Комстар" владеет оптико-волоконной сетью на территории Москвы и специализируется на предоставлении местной, междугородной и международной связи и передаче данных. У "Комстара" в Москве порядка 60 тыс абонентов. По данным "Ко", доходы компании в 1999 году составили порядка $63,5 млн.

До покупки "Комстара" Metromedia занимала не очень видные позиции на российском рынке фиксированной связи. В то же время у Metromedia есть опыт работы в области фиксированной телефонии: в состав холдинга входит компания Metromedia Energy, специализирующаяся на этом виде коммуникаций. Как пояснил "Ко" генеральный директор "Комстара" Валерий Козлов, в результате сделки между Marconi и Metromedia в ближайшие год-два "Комстар" расширит свое присутствие на рынке фиксированной телефонии. Расширение бизнеса "Комстара" отвечает интересам Metromedia: "Покупка доли в "Комстаре" позволяет нам расширить присутствие на московском рынке, наиболее важном рынке России", - заявил Стюарт Суботник.

По утверждению Валерия Козлова, сделка между Marconi и Metromedia была дружественной по отношению ко второму совладельцу "Комстара", каковым является МГТС. "Комстар" является акционерным обществом закрытого типа, и МГТС имела преимущественное право на покупку пакета акций, принадлежавшего Marconi", - сказал Валерий Козлов.

Сейчас в руках корпорации находятся крупные пакеты акций телекоммуникационных компаний стран СНГ. В том числе "Телепорт-ТП", "Петерстар", Baltic Communication Ltd., Telecom Georgia, Magticom, Altel, Instaphone, Balticom GSM, Balticom Paging, Belcel и многие другие.

Metromedia отводит России большую роль в своем бизнесе. Топ-менеджеры Metromedia надеются на рост российского рынка после прихода к власти нового президента. CEO и президент Metromedia Стюарт Суботник полагает, что инвестиции в российские телекоммуникации - это шаг по созданию глобальной телекоммуникационной компании, отвечающий интересам акционеров Metromedia.

"Покупка "Комстара" предоставляет нам возможность построить отношения с АФК "Система", основным акционером МГТС и ключевым участником телекоммуникационного рынка в России, - говорит по этому поводу президент и председатель правления Metromedia International Communications Inc. Джэймс Хэт. - Мы намерены сконцентрировать свое внимание на бизнесе по передаче данных в "Комстаре" и в других коммуникационных компаниях, где мы имеем доли участия".

Однако сложатся ли между "новыми родственниками" - империей Джона Клюге и епархией Юрия Лужкова - полюбовные отношения, - это, как говорится, бабушка надвое сказала. Не исключено, что, совершив сделку, Metromedia захочет серьезно обновить менеджмент компании. Сегодня топ-менеджмент "Комстара" почти полностью представлен "системовскими" людьми. Была ли сделка между Metromedia и Marconi действительно дружественной по отношению к МГТС? Насколько новый владелец пакета готов учитывать интересы "старого" акционера? Ответы на эти вопросы можно будет получить из наблюдений за кадровой ситуацией в "Комстаре" в ближайшие месяцы.

Metromedia International Group Inc. предполагает провести данную сделку через свою дочернюю структуру - Metromedia International Communications Inc. По условиям договора Metromedia в качестве гарантийного взноса должна внести депозит в размере $3 млн до завершения сделки. Если покупка не завершится до 31 августа 2000 года, цена акций может возрасти на сумму до $1,2 млн. А после 30 ноября 2000 года Marconi имеет право расторгнуть соглашение и - при определенных обстоятельствах - удержать депозит. Стороны предполагают, что сделка будет завершена осенью текущего года.

Конкуренты "Комстара" комментировать сделку отказались, заявив, что "нужно посмотреть, чем это все закончится".


Со второй половины 90-х годов принадлежащий американскому олигарху Джону Клюге холдинг Metromedia специализируется на телекоммуникационном бизнесе. В Европе, странах СНГ и Китае холдингу Metromedia принадлежат телекоммуникационные компании и масс-медиа. Объем продаж холдинга в 1998 году составил $2 млрд (подробнее о Джоне Клюге и его медиа-империи см. "Ко" № 10 (106) от 20 марта 2000).

Покупка "Комстара" далеко не первый инвестиционный проект Metromedia в России. Группа появилась в Москве в конце 1991 года. Тогда Metromedia в сотрудничестве с Главным центром радиовещания и телевидения РФ создала компанию "Космос-ТВ", в которой доля Metromedia составила 50%. В 1992 году Metromedia открыла радиостанцию "Радио Ника" в Сочи, в 1994 году - "Радио 7" в Москве. В том же году в Нижнем Новгороде корпорация совместно с АО "Нижгородсвязьинформ" создала первую в регионе пейджинговую компанию "Радуга-Поиск".

В 1995 году Metromedia начала разворачивать бизнес в Северо-Западном регионе. Корпорация стала учредителем нескольких питерских компаний: радиостанции "Эльдорадо", кабельной телекомпании "Телеплюс", пейджинговой "ПТ-Пейдж". Пейджинг - любимая сфера деятельности Metromedia. Корпорация стала совладельцем двух пейджинговых компаний в Казахстане, двух - в Грузии и по одной - в Латвии, Узбекистане и на Украине. В 1998 году она приобрела 50-процентный пакет акций пейджингового оператора "Мобил Телеком". "Приобретение акций "Мобил Телеком" по значимости можно сравнить с достижениями корпорации на рынке США в начале 80-х годов", - сказал тогда президент и председатель правления Metromedia International Group Inc. Стюарт Суботник. В том же году Metromedia запустила в России свой первый сотовый проект. Совместно с компаниями "Тюмень Телеком" и "Рустел" она учредила "Тюмень Руском", где получила 46% акций.


Еще по теме