Top.Mail.Ru
архив

Кому выгодны ограничения

Государственная политика по снижению административных барьеров дала определенные результаты. Однако толкование формулировок законодательства остается чаще всего за конкретным чиновником. И любое предприятие неизбежно сталкивается с выбором – платить или договариваться. Третьего часто не дано.

 

С абсурдными требованиями чиновников организации сталкиваются на каждом шагу. Школы, которые сейчас приобретают статус юрлиц, для заключения договоров об обслуживании тепловых сетей обязаны иметь в штате человека с соответствующим образованием. А фирмы, где более двух водителей, к каковым относится, например, большинство киосков на рынке, должны быть оборудованы комнатами для психологической разгрузки. Примеры взяты из текущего исследования Института национального проекта «Общественный договор» по Московской области. В интервью «Ко» Диана Сорк, главный юридический советник ИНП «Общественный договор», рассказывает о том, почему, несмотря на ряд принятых в последние годы мер по дебюрократизации экономики, административные барьеры остаются актуальными для бизнеса любого размера.

 

– Какие органы государственной власти могут устанавливать административные барьеры?

Специально государственные органы как раз и не должны устанавливать административные барьеры. Административный барьер – это то, что мешает экономике нормально развиваться. По крайней мере в той трактовке, как мы это понимаем. Барьеры возникают там и тогда, когда власть принимает какие-либо несогласованные решения или не продумывает способов реализации тех или иных прав.

 

– Какие виды барьеров оказывают наибольшее влияние на бизнес?

Существуют барьеры входа на рынок – правила, на основании которых то или иное лицо получает право заниматься определенным видом деятельности. До принятия новой версии закона о лицензировании, например, все виды строительных работ требовали получения лицензий, притом что реальную опасность представляют только действия первого и второго уровня – разработка строительной документации и непосредственно возведение зданий. Мелкий ремонт в квартире не относится к деятельности, представляющей опасность, но и для него требовалась лицензия. Все ограничения, не обусловленные реальной необходимостью, – барьеры. Чтобы получить лицензию, надо соответствовать определенным требованиям, а для этого нужны деньги. Получается, еще до начала деятельности предприниматель сталкивается с необходимостью нести затраты, чтобы в будущем заработать, а может быть, и не заработать.

Причиной возникновения барьеров, связанных с осуществлением контроля на рынке, являются не прописанные механизмы. Например, по действующему закону о бухучете, при осуществлении проверки у организации могут изъять первичную бухгалтерскую документацию. При этом в законе написано, что бухгалтеру могут разрешить сделать копию с этих документов. То есть могут и не разрешить, фактически затормозив работу организации. Не для всех проверок существуют установленные сроки. И с этим предпринимателям приходится сталкиваться на любом этапе деятельности, при общении с любым органом власти.

 

– В каких-то отраслях административных барьеров больше, в каких-то меньше. От чего это зависит?

– Нет такой области предпринимательской деятельности, которая не подлежит регулированию. Просто для некоторых отраслей существуют более свободные нормы, для других – более жесткие. Барьер возникает там, где государство проникает в какую-то сферу глубже, чем это необходимо для самой сферы.

 

– При многих государственных ведомствах существуют фирмы, которые оказывают услуги по урегулированию различных административных вопросов. Насколько велик подобный квазигосударственный сектор экономики?

– Этот сектор довольно широк. Возле каждого барьера существует заинтересованное лицо, которое либо зарабатывает деньги непосредственно на нем, либо имеет возможность заработать благодаря существованию этого барьера. Например, не пуская на рынок новых участников. Особенно это актуально для ограниченных рынков, где существующие игроки заинтересованы в том, чтобы условия входа были более жесткими. Они договариваются с регулятором, потому что не без их участия принимаются все требования в лицензирующем органе. Мы проводили исследование по лицензированию строительной деятельности. Те организации, которые получили лицензию, в один голос говорят: «Пусть правила будут еще жестче», а те, кто еще не получили, считают, что уже сейчас правила слишком жесткие.

 

– Как можно оценить суммарные издержки, которые несут компании на преодоление административных барьеров?

– Могу привести данные, рассчитанные нашими экономистами еще в 2000 году.

Каждый десятый рубль потребителя шел на оплату преодоления торговлей и промышленностью административных барьеров, выстроенных властями всех уровней. После того, как был принят ряд мер по дебюрократизации, ситуация для малого бизнеса улучшилась, произошло упрощение процедуры регистрации, уменьшилось количество лицензий. Но законодательство все равно не выполняется в полной мере.

 

– Насколько такая специфика бизнес-климата в России затрудняет работу малого и среднего бизнеса? Кому сложнее – крупным или мелким?

– По нашей оценке, для каждого типа бизнеса актуальны свои типы барьеров. Для крупных компаний основная головная боль – таможня, для средних – налоговая инспекция, для малого бизнеса – конкретные контролеры, с которыми часто приходится общаться. Сфера для злоупотреблений во всех случаях велика. В процессе таможенного прохождения товаров на каждом шагу возникают решения, которые процедурно не описаны. Например, в Таможенном кодексе есть фраза, что декларант обязан доказать таможенную ценность способом, убедительным для таможенного органа. Что значит «убедительным способом»? Барьеры возникают, в том числе, и из-за таких формулировок. Конкретный случай: поставляются товары, входящие в перечень жизненно важных медикаментов. В регистрационном удостоверении написано: «товар с насадкой». По закону он освобождается от НДС. Вдруг с сегодняшнего дня таможенные органы решают, что если насадка поставляется отдельно, то товар не освобождается от НДС. И варианта быстрого решения два – либо договариваться, либо выполнять требование. Третий путь – суд.

Средний бизнес меньше завязан на импорт, и основные проблемы возникают на этапе общения с налоговой инспекцией. А налоговый инспектор может все: может приостановить счета, может выдать справку, а может не выдать, может выдать сегодня, а может – только через два месяца. Процедуры опять же не прописаны.

 

– Насколько предусмотренные за нарушение запретов санкции соразмерны затратам, необходимым для того, чтобы удовлетворить всем требованиям чиновников?

– Часто издержки по преодолению барьеров превышают цену вопроса. Скажем, на удовлетворение требований чиновников нужно 10 000 – 12 000 рублей, а чтобы пойти в суд, надо 20 000. Стоит ли этого ситуация? Теоретически можно жаловаться в вышестоящие инстанции, но это малоэффективно. Жалоба поможет только в том случае, если речь идет о малом предприятии и о конкретном контролере. Жаловаться на налогового инспектора – себе дороже, потому что другого не дадут. Часто на этой почве возникает конфликт руководства фирмы и бухгалтера, который с этим инспектором непосредственно общается – для него лично издержки от жалобы очень высоки. До сих пор некоторые контрольные органы могут приостанавливать деятельность предприятия без судебного решения. И этим с легкостью могут пользоваться конкуренты, если они знают, что ты нарушаешь правила. Есть требования, которые неосуществимы. Или, по крайней мере, не могут быть выполнены за короткий срок. Если контролер устанавливает нарушение и приостанавливает деятельность предприятия, это можно оспорить только через суд.

Еще по теме