Top.Mail.Ru
архив

Кому жить хорошо

Едва сотрудники компаний привыкли к «социальным пакетам» - набору предоставляемых им на работе льгот, как кризис заставил затянуть пояса. За последние полгода в размерах и содержании социальных пакетов произошли некоторые изменения. В российских компаниях они сокращены не менее чем на 30%. Собственники и руководители компаний предпочитают в наши дня не баловать излишне персонал заботой. «Мы оставили один мобильный на отдел? Пусть скажут спасибо, что всех не сократили!» - заявил руководитель кадровой службы крупной компании.

Если где-то и остался корпоративный «рай», так лишь в западных компаниях. Да и то не во всех. Оценить масштабы потерь отчасти помогает недавнее исследование компании PricewaterhouseCoopers, которая провела опрос о сокращениях соцпакетов в 58 европейских компаниях, ведущих коммерческую деятельность на территории России. Названия компаний не разглашаются.

Соцприманка

По оценке PricewaterhouseCoopers, в социальный пакет может входить индивидуальный набор корпоративных благ - в зависимости от ранга сотрудника. Например, мобильный телефон поставили на первое место топ-менеджеры 28 компаний и рядовые сотрудники только двух компаний. В данном списке льготы расположены по убыванию важности льготы для руководящего персонала. В скобках указывается, сколько топ-менеджеров из 58 компаний поставили льготу на указанное место и сколько из этих льгот сократили частично или полностью после кризиса:
  • Мобильный телефон (28-3).
  • Оплаченные обеды(21-5).
  • Корпоративная кредитная карта для представительских расходов (21-1).
  • Медицинская страховка(21-3).
  • Страхование во время деловых поездок (18-1).
  • Корпоративная столовая (17-3).
  • Служебная машина с водителем (17-0).
  • Служебная машина без водителя (18-0).
  • Страхование жизни (14-1).
  • Покупка билетов в бизнес-классе для деловых поездок (12-2).
  • Частичная медицинская страховка (12 - 1).
  • Компенсация за использование личной машины (бензин, обслуживание) - (15-2).
  • Медицинская страховка для членов семьи(9-1).
  • Скидка на продукцию или услуги компании (11-1).
  • Частичная медицинская страховка для членов семьи(8-1).
  • 13-я зарплата (10-2).
  • Заем с низкой процентной ставкой для приобретения жилья (6-4).
  • Выплаты по нетрудоспособности (7-1).
  • Оплата бассейна (4-3).
  • Специальная пенсионная программа (3-0).
  • Отчисления процентов с прибыли компании (2-0).

    Сохранение льгот для персонала в западных компаниях объясняется не столько гуманистической политикой их руководства, сколько желанием сохранить лучших сотрудников. С середины 1997 года в иностранных фирмах начались изменения в штате - увольняли тех работников, которых вначале брали за хорошее знание иностранного языка и способность быстро приспособиться к западной корпоративной культуре. Их заменяли на первоклассных специалистов. Два прошлых года были золотыми для хед-хантеров, которые переманивали выросшую профессиональную элиту российских фирм к иностранным конкурентам, и перед кризисом в большинстве западных компаний работали отличные сотрудники. Льготы остались у многих сотрудников российских компаний - в первую очередь у топ-менеджеров и ведущих специалистов. Конфискация служебной машины у менеджера в западной компании и предложение хед-хантером соцпакета с машиной на новом месте могут сыграть решающую роль в переходе. Соцпакеты остались как приманка для лучших кадров, на которых после кризиса делается большая ставка. Они решают все.

    Элите - элитово

    Тем не менее, как следует из схемы, во многих фирмах льготы сократили. Об этом можно судить и по объявлениям о найме. Сегодня предложений по вакансиям с добавкой «+ соц. пакет» едва ли наберется 15% от общего числа в случае рядовых менеджеров и 20% - топ-менеджеров. Раньше не менее половины специалистов и менеджеров среднего и почти все руководители могли без сомнения рассчитывать на соцпакет.

    Однако рекрутеры уверяют, что многое даже сегодня зависит от того, насколько незаменим кандидат, откликнувшийся на предложение. Если таких специалистов на рынке труда не более десятка-двух, он может потребовать даже больше. «Если компания видит, что это именно тот человек, который им нужен, и проблема его найма состоит только в том, что ему не дают машину или что-то другое, а на старом месте он привык использовать служебный транспорт, то чаще всего заинтересованный руководитель новой компании пойдет на уступку, - говорит Александр Забузов, консультант кадрового агентства Nicholson Int. - С другой стороны, на прежнем месте у кандидата могла быть более низкая зарплата и льгота может компенсировать ее размер».

    «Когда фирме нужен лучший специалист, ему предложат пакет не хуже, чем в докризисное время, - говорит Артур Авдеенко, руководитель отдела кадрового агентства «Амплуа». - Социальный пакет - предмет такого же торга с работодателем, как и размер зарплаты. Страховки и дополнительные выплаты - сегодня та козырная карта, которую работодатель предпочитает до последнего держать в рукаве, не предъявляя сразу во время торга с кандидатом».

    «В тех компаниях, которые обращаются к нам с заказами, стандартный набор льгот остался прежним: как и раньше, туда входят страховка, питание», - говорит Елена Терехова, консультант кадрового агентства «Империя кадров».

  • Еще по теме