Конец эпохи МВФ

12.10.199900:00

Международный валютный фонд прекратил свое существование. Нет, конечно же организация с вывеской МВФ продолжает жить и работать. Исправно функционируют ее офис в Вашингтоне и представительства по всему миру, а финансовые чиновники готовят отчеты и ездят в регулярные миссии по странам-должникам. Но Валютного фонда как организации, в рамках которой мировое сообщество находило компромисс политических и экономических интересов, больше нет. Правительства западных стран ликвидировали ее своим волевым решением.

Свидетелем - а точнее, жертвой - мировой структурной реформы оказалась Россия. Делегация российского кабинета министров и ЦБ РФ, прибывшая в Вашингтон на сессию международных финансовых организаций, рассчитывала получить долгожданный транш кредита МВФ. Основания для таких надежд у правительства были. Несмотря на публикации западных средств массовой информации об отмывании денег через Bank of New York и о якобы нецелевом использовании западных кредитов, высокопоставленные чиновники МВФ постоянно подчеркивали, что они не нашли конкретных фактов нарушений со стороны России. Больше того, российское правительство выполнило все экономические требования совместной программы в денежной и бюджетной политике. Следовательно, рассуждали российские делегаты, Валютный фонд будет следовать формальным правилам своей организации и, как это и было обещано в совместной программе, даст правительству новый транш.

Но они просчитались. Уже на второй день переговоров МВФ выдвинул новые условия предоставления кредита. Во-первых, государственные и крупные частные российские банки обязаны перейти на западные нормы бухгалтерского учета. Во-вторых, Центробанк должен выйти из капитала российских загранбанков. В-третьих, отныне России предписывается предоставлять полный отчет об операциях со своим валютным резервом.

Требования Валютного фонда вызвали у российских делегатов самую разную реакцию. Если первый вице-премьер Виктор Христенко заметно расстроился, но сразу же приступил к выполнению новых условий, то руководитель Центробанка Виктор Геращенко был просто взбешен. По приезде в Москву он даже заявил, что отныне Россия тоже может не выполнять взятых на себя обязательств, поскольку и "МВФ своих обещаний не держит".

У главного российского банкира есть все основания для провокационных высказываний. Мало того что отсрочка с предоставлением денег вынуждает российское правительство снова залезать в валютные резервы Центробанка. Выйдя из капитала росзагранбанков, Центральный банк обрекает их на ликвидацию, поскольку без прикрытия Российского государства загранбанки не представляют из себя сколько-нибудь существенной силы. Переход же на западные стандарты бухучета не принесет правительству ничего, кроме новой головной боли. Как заметил один из членов делегации, "нет ничего страшнее, чем переписывать официальные документы или заставлять это делать других".

Однако куда серьезнее последние решения по России угрожают МВФ. Сдавшись под давлением своих крупнейших акционеров - США, Великобритании и Швейцарии, - Международный валютный фонд фактически подписал приговор самому себе. До сего момента кроме общеизвестных задач - вроде поддержки курса рыночных реформ в развивающихся странах или стабилизации мирового денежного обращения - МВФ выполнял неафишируемую, но крайне важную функцию. В рамках этой огромной бюрократической машины кредиторы и должники находили компромисс по самым острым вопросам. Основой для их переговоров служили применявшиеся десятилетиями экономические рецепты реформирования экономики, а в роли гаранта возвратности средств выступал Валютный фонд. Иными словами, МВФ обещал кредитору, что должник от него не спрячется и будет стараться работать лучше. Должнику же МВФ гарантировал, что разговор с ним будет идти в цивилизованной форме.

Пойдя на поводу у американской администрации, которая в преддверии выборов озабочена своим имиджем, МВФ самостоятельно устранился из переговорного процесса. То есть в ходе тяжелых переговоров посредник просто встал и ушел, посчитав свое присутствие излишним. Последующие действия как должника, так и кредитора будут зависеть от их сговорчивости и терпения. Но одно понятно: в посреднике теперь никто не заинтересован.

Первым будущее своей организации понял ее руководитель - директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю. Как сообщила британская газета The Independent, после окончания сессии он подал прошение об отставке. Заявив, что волна публикаций о коррупции в России все больше напоминает ему сталинские процессы, Мишель Камдессю, по-видимому, рассчитывал на реакцию не только западных журналистов. Однако руководителей американской администрации мнение Камдессю мало интересует. Они заняты другим - куда более важным - делом. Последние политические и экономические события свидетельствуют, что в мире создается новая архитектура мирового порядка. Порядка, который не нуждается в посредниках.