Конец проекта «Путин»
Это было бы почти смешно, если бы не было так ужасно. За двое суток наши компетентные органы не смогли создать нормальное кольцо оцепления вокруг захваченной школы. Информация о «скрывшихся или прорвавшихся» боевиках вызывает немой вопрос. На что способен директор ФСБ Николай Патрушев, кроме дудения в дудку на волейбольных матчах и трудоустройства друзей и родственников на хлебные должности в коммерческие банки? Если Владимир Путин теперь не отправит его в отставку, президент распишется в собственной беспомощности, в том, что единственным принципом кадровой политики и вообще управления страной является личная преданность, либо совпадение корыстных интересов. Я не готов сказать, что хуже. Президент России поставлен сейчас перед сложным выбором – остаться предводителем алчной корыстолюбивой группы или попытаться стать лидером нации, нации нуждающейся в сильном, честном, и умном лидере.
Захват школы в Осетии и последующие необъяснимые с точки зрения здравого смысла события стали печальным и трагическим финалом не только «чеченского военного десятилетия» и пятилетнего «сортирного» антитерроризма, провозглашенного Владимиром Путиным. Осетинская трагедия ставит крест на проекте «Путин» – попытке развития России под контролем силовых ведомств на основе жесткой полутоталитарной модели власти и ограничения демократических свобод граждан. Существовать в таком варианте наша страна, конечно, еще сможет, и, боюсь, сравнительно долго, но развиваться и конкурировать на международной арене – точно нет.
«Силовики», а точнее сказать «комитетчики» – выходцы из советского КГБ, стремительно занявшие почти все значимые посты не только на государственной службе, но и в бизнесе, к началу 2000 года оказались представителями последней из советских элит, еще не реализовавшей свои амбиции по управлению страной. Больной Ельцин стал символом ухода с политической сцены советских аппаратчиков, отставка Виктора Черномырдина подвела черту под эпохой «крепких хозяйственников», брутальный генерал Лебедь продемонстрировал политическую импотенцию генералитета, региональные лидеры оказались сколь сильны в своих вотчинах, столь же и беспомощны на федеральном уровне. Оставались только «чекисты» – и один из лучших их представителей волею истории (которая, как правило, скрывается за чередой случайностей) стал во главе России.
Нелепо обвинять человека в том, как устроены его мозги. То, что происходит в России в последние пять лет – не вина, а беда Владимира Путина. Он, возможно, искренне пытался и пытается «навести порядок» и «удвоить ВВП», но делает это методами, усвоенными за годы службы в советском КГБ, методами прошлого века и тоталитарного режима. Примеры – от нелепого и неэффективного «правительства реформ», в котором даже абсолютно лояльные президенту министры через три месяца просто озверели от выбранного Путиным премьера, до несчастного начальника ЦОС ФСБ, которому сразу после падения двух самолетов приказали глупо и бессмысленно врать всей стране про отсутствие признаков теракта. Это даже не безответственность, это метод.
Но самое главное и трагичное в том, что силовики и чекисты осрамились на своем профильном направлении – борьбе с бандитами и террористами. То, ради чего очень многие готовы были закрывать глаза и на передел собственности, и на уничтожение судебной системы, и на профанацию выборов, и на закрытие независимых телеканалов. Но наших доблестных silovikov хватает только на ученых-физиков, ветеринарных врачей, неугодных таможенников, журналиста радио «Свобода», ну и, конечно, Ходорковского* с Лебедевым.
Похоже, люди, стоящие сейчас у власти искреннее считают, что если закрыть «прочеченское» НТВ и выбрать марионеточного президента, то в Чечне настанет мир. И если раздать руководству ФСБ звезды Героев России за сотню погибших при штурме «Норд-Оста» мирных москвичей, а в вестибюлях метро поставить наряды из сонных и голодных курсантиков, то теракты прекратятся. Наверное, что-то подобное срабатывало году в 1979, но мир с тех пор слишком сильно изменился.
На дворе век двадцать первый – время, в котором и для отдельного человека, и для целой страны главным ресурсом развития и главным богатством является интеллект. А развитие интеллекта всей нации невозможно на основе методичек Высшей школы КГБ. Оно возможно только при свободе информации, мнений, волеизъявления. Печально и очевидно, что ни одна из официально оформленных политических партий и движений не способна предложить независимую и конструктивную альтернативу теперешнему российскому властному болоту.
Страшно, что только когда террор стал массовым, когда за какие-то десять дней произошло несколько терактов, погибли больше ста человек, а еще сотни захвачены бандитами, у российского общества появился шанс наконец-то переосмыслить то, что творилось в стране последние пять лет, понять бессмысленность и неэффективность «укрепления вертикали власти». Под страхом смертельной угрозы у населения России появился шанс осознать себя гражданами своей страны и заставить ее руководителей с собой считаться. У России появится шанс стать процветающей страной, только если мы окончательно избавимся от «советского мусора» в головах. И в своих, и в голове выбираемого нами президента.
* Признан в России иностранным агентом.