Top.Mail.Ru
рынки

Конец совместного потребления?

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Экономика совместного потребления в последние годы росла, и к концу 2019 года ее объем в России, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, превысил 769 млн руб.

PricewaterhouseCoopers прогнозировала рост мирового объема sharing-economy до 335 млрд $ к 2025 году. Однако этот прогноз был сделан до пандемии, от последствий которой пострадали многие игроки рынка. Крупнейшая в мире сеть коворкингов WeWork год назад оценивалась в 47 млрд $, а теперь — всего в 2,9 млрд $. Uber из-за финансовых потерь, связанных с COVID-19, проводит массовые сокращения. Разбираемся, станет ли коронакризис концом эпохи шеринга. 

Поколение Z: почему шеринг шел в рост

Рост вовлеченности в экономику «зетов» с новыми, присущими им моделями потребления — самое простое объяснение глобального роста шеринга и одна из ключевых причин, почему этот тренд не должен исчезнуть после пандемии. Как отмечают эксперты McKinsey, потреблять, не владея, — уже характерная привычка для представителей поколения Z. Причин для этого у них много.

Согласно данным Amnesty International, главный страх «зетов» — климатические изменения. Желание заботиться об экологии подталкивает к осознанному потреблению. Кроме того, по данным Deloitte, в США нынешние двадцатилетние — одно из самых бедных поколений в истории. Взросление в период экономической рецессии подтолкнуло «зетов» к отказу от потребления напоказ и простимулировало рост избирательности в повседневных тратах.

Не стоит забывать и о том, что представители поколения Z выросли в мире, который определяется онлайном. Онлайн-платформы — основа экономики шеринга, а «зеты» — основные интернет-потребители. 

Пандемия и шеринг: удар по тормозам или газ?

Об убытках, которые понесли игроки шеринг-экономики, в последнее время писали постоянно. Uber по итогам I квартала потерял 2,9 млрд $, и компания объявила о массовых сокращениях. Airbnb тоже терпит многомиллиардные убытки и сокращает сотрудников. Стоимость сети коворкингов WeWork упала в 16 раз по сравнению с прошлым годом. 

Однако при этом несколько выпало из фокуса то, что пандемия в то же время подстегнула активность в некоторых сегментах шеринг-экономики. В итоге одни игроки выиграли, а другие — сумели вовремя перепрофилироваться и потеряли меньше, чем могли бы.

Во время пандемии рос самый масштабный сегмент экономики совместного потребления в России — С2С-торговля. На «Авито», крупнейшем в России горизонтальном классифайде, в июне стало на 44 % больше покупателей, чем год назад.

«Мы тесно общаемся с предпринимателями, которые работают на Авито. В последние месяцы многие из них сообщали о росте заказов из других регионов. Конечно, росла не только B2C, но и межрегиональная C2C-торговля. Пандемия спровоцировала распространению тренда на осознанное потребление: владеть чем-то, когда это нужно и перепродавать после исчезновения потребности оказалось выгодно и удобно», — отмечает Алексей Куракин, управляющий директор «Авито Товары».

Рост C2C-торговли — это еще не конец. Пандемия вызвала увеличение интереса и к некоторым чисто шеринговым сервисам. Например, в Китае операторы сервисов краткосрочной аренды велосипедов сообщили о троекратном росте поездок. При этом до этого на протяжении нескольких лет сервисы велошеринга в Китае буксовали: предложение настолько сильно превышало спрос, что на территории страны образовывались свалки невостребованных велосипедов.

Примеров переориентации игроков экономики совместного потребления на новые направления в условиях пандемии тоже немало. Каршеринговый сервис YouDrive и «Яндекс.Такси» во время пандемии переориентировались на доставку. «В падемию каршеринг оказался за периметром разрешённых  сервисов,  в то время как ритейл испытывал колоссальные нагрузки в сегменте онлайн доставки. У нас были необходимые им ресурсы — автопарк, который мы решили задействовать для доставки. Так родились совместные проекты с х5, с "Самокат" и логистическим оператором DPD, которые стали нашим отдельным бизнесом и после пандемии» — сообщила «Ко» PR-директор «Делимобиль» Ульяна Смольская.  Тот же Airbnb в период действия ограничительных мер принял решение в будущем сокращать свое участие в отельном бизнесе и делать еще больший, чем сейчас, упор на направление аренды частных квартир и домов. Второе, «более шеринговое», направление компания в условиях коронакризиса сочла перспективным, следует из публичного письма генерального директора Брайана Чески.

«Теперь люди будут чаще искать варианты размещения, которые находятся ближе к дому, являются более безопасными и доступными с точки зрения стоимости. Разразившийся кризис подталкивает нас вспомнить, как начинался Airbnb, и вернуться к основам, к тому, что для нас действительно важно и за что люди ценят сервис: мы даем возможность взаимодействовать с обычными людьми, которые размещают свои дома и предлагают впечатления», — пишет Чески.

В отличие от Airbnb, американский производитель техники Whirlpool во время коронакризиса не возвращался к основам, а, наоборот, запускал в России новое бизнес-направление, напрямую связанное с шерингом, — продажу бытовой техники по «подписочной» модели. В мае компания и ее партнер Forward Leasing объявили о запуске программы, позволяющей получить в пользование технику Whirlpool, Hotpoint, Indesit и KitchenAid за фиксированную ежемесячную плату c возможностью последующей замены.

«Бытовая техника по подписке откроет людям новые возможности. Не важно, снимают ли они квартиру, планируют ремонт в собственной или просто нужна новая техника, — они всегда смогут решить, купить ее сразу или взять по подписке. А постоянная сервисная поддержка поможет не переживать о завтрашнем дне», — рассказывает Маттео Лискаио, региональный директор по сервису и качеству компании Whirlpool.

Остается открытым вопрос о том, что будет с теми шеринговыми сервисами, спрос на которые во время пандемии все-таки сильно сократился. В автомобильном сегменте тренд на owning в ближайшее время, скорее всего, будет набирать обороты: согласно результатам опроса «Авито Авто», 20 % регулярных пользователей каршеринга решили на фоне пандемии отказаться от услуги, а 9 % россиян, у которых раньше не было машины, всерьез рассматривают покупку. Опасения, связанные с вирусом, действительно могут сдерживать спрос на некоторые шеринг-услуги. Но Кирилл Кулаков, основатель сети пауэршеринга «Бери заряд!», убежден, что страх заразиться не помешает людям пользоваться шеринг-сервисами: они просто будут делать это осознанно и обращать больше внимания на «чистоту».

«Спрос на наши услуги восстановился спустя три недели после снятия режима самоизоляции. Конечно, мы понимаем, что у некоторых пользователей могут возникать опасения по поводу использования наших пауэрбанков. И мы со своей стороны делаем все возможное для снижения рисков — каждый день дезинфицируем все пополняемые пауэрбанки. Это — то, что сейчас должен делать любой ответственный бизнес. Но, насколько мы знаем, в итоге пользователи все равно дезинфицируют наши пауэрбанки самостоятельно. И правильно поступают: люди за день касаются руками сотен поверхностей, поэтому лучшая защита — это личный осознанный и ответственный подход», — отмечает Кулаков.

Хотя пандемия, несомненно, принесла на мировые рынки много перемен, коронакризис вряд ли сможет отменить взросление и рост участия в экономике поколения Z. Кроме того, самоизоляция подстегнула развитие онлайн-платформ — ключевых участников экономики совместного потребления. Поэтому, несмотря на то, что спрос на отдельные сервисы и благополучие отдельных игроков рынка упал, «хоронить» шеринг пока рано.