Конфликт H&M и Китая: чем закончатся хлопковые войны
Ряд известных брендов, включая H&M, Nike и Adidas, отказались использовать хлопок у производителей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. В компаниях считают, что Китай принуждает уйгуров к тяжелому физическому труду на производствах. Ответом на это стал повсеместный бойкот продукции брендов в КНР. О причинах и эскалации противостояния — в материале журнала «Компания».
Производителей хлопка обвиняют в использовании принудительного труда на местных хлопковых полях. Считается, что китайцы эксплуатируют малочисленный мусульманский народ — уйгуров — заставляя их работать в нищенских условиях. Китайские пользователи на это призвали к бойкоту компании H&M, которая одна из первых выступила с осуждением действий Пекина.
H&M оказался в непростой ситуации. С одной стороны, с Запада на ритейлера давят нормы новой этики, требующие от брендов не только заявлять об активной социальной позиции, но и подкреплять ее реальными действиями. С другой стороны, конфликт с Китаем грозит не только потерей крупнейшего рынка сбыта (на КНР приходится 5,2% общей выручки H&M), но и производственных мощностей. Так, при усугублении ситуации работа фабрик H&M будет под большим вопросом — именно в Китае находятся все основные линии производства ритейлера.
Несколько китайских арендодателей уже разорвали контракты с торговыми точками сети. А все китайские интернет-провайдеры скрыли сведения о магазинах H&M. На цифрах компании это уже отразилось: ценные бумаги H&M перед началом торгов на бирже в Стокгольме 25 марта подешевели на 4,4%.
Кроме H&M, бойкот в Китае был объявлен еще нескольким европейским компаниям, таким как Nike, Adidas, Gap и Burberry, которые также высказывались об использовании рабского труда уйгуров в китайском районе СУАР. Это случилось практически сразу после того, как США и Евросоюз ввели санкции против КНР, связанные с преследованием уйгуров.
Научный сотрудник Института по изучению пограничных проблем Китая Академии общественных наук КНР Сюй Цзяньин считает, что H&M стала пешкой в чужой игре. Это уже наносит удар по компании, которой китайские потребители объявили полный бойкот.
Еще более высокую цену за «синьцзянский бойкот» придется заплатить Nike и Adidas. В прошлом финансовом году Большой Китай стал единственным рынком, на котором Nike имел положительный рост. Общая выручка Nike в третьем квартале прошлого финансового года составила 10,4 миллиарда долларов, что ниже ожиданий рынка. При этом выручка в Большом Китае составила 2,3 миллиарда долларов, показав рост на 51% в сравнении с тем же периодом 2020 года. У Adidas — такая же ситуация. В период пандемии коронавируса КНР стала для Adidas первым значимым рынком, который начал восстанавливаться.
Последствия для Китая
Китай, в свою очередь, в лице H&M теряет крупного налогоплательщика и принудительно лишает большое число своих граждан рабочих мест. При этом призывы бойкотировать H&M идут на национальном уровне. Так, в аккаунте Коммунистического союза молодежи Китая в соцсети Weibo уже появились посты на эту тему.
Официальный представитель Министерства коммерции КНР Гао Фэн также обозначил государственную позицию по этому вопросу. Фэн выразил надежду, что H&M исправит допущенную ошибку и не будет больше политизировать коммерческие вопросы. Он также пригласил зарубежные компании самостоятельно оценить то, как соблюдаются права человека в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе.
Фэн подчеркнул, что информация о нарушениях является ложной. При этом в регион уже довольно длительный период не пускают наблюдателей от ООН — на днях генеральный секретарь организации Антониу Гутерриш в очередной раз пытался добиться от КНР возможности направить своих представителей в СУАР.
Как заявили в ООН и международных правозащитных организациях (таких как Human Rights Watch), Китай фактически проводит политику геноцида по отношению к уйгурам. Кроме того, сообщается о массовых убийствах, стерилизации, принуждении к рабскому труду в ужасных условиях и действующих на территории Синьцзян-Уйгурского региона концентрационных лагерях, в которых содержатся до десяти миллионов уйгуров. Все эти обвинения власти Китая отрицают.
Иностранцы до региона добираются крайне редко, представителей правозащитных организаций туда и вовсе не пускают, а за поднятие уйгурского вопроса в китайских соцсетях предусмотрен пожизненный бан.
Западные компании одна за другой присоединяются к отказу от синьцзянского хлопка, несмотря на потенциальные финансовые потери. И это дает первые результаты. Многие предприятия по добыче хлопка в СУАР уже думают о сокращении рабочих кадров. А сам Китай намерен нарастить импорт иностранного хлопка, чтобы «залатать» дыры, которые были вызваны падением спроса на местный, писал Bloomberg.
История конфликта
Все началось в марте 2019 года, когда издание The Wall Street Journal рассказало о нарушении прав человека в Синьцзяне, а организация «Инициатива за лучший хлопок» (BCI) начала расследование, цель которого — обнаружение «принудительного труда». Ровно через год, в марте 2020 года, BCI известила ряд производителей хлопка в Синьцзяне об отзыве лицензий.
За два месяца до этого издание Ecotextile News писало, что за последние семь лет постоянного сотрудничества с синьцзянскими производителями хлопка BCI не обнаружила никаких доказательств принудительного труда. А отзыв лицензий совпал по времени с докладом Австралийского института политических и стратегических исследований (ASPI) «Перевоспитание, принудительный труд и слежка: взгляд на Синьцзян извне».
Несмотря на то, что ASPI заявляет, что является «независимым» и «беспристрастным» исследовательским институтом, известны источники его финансирования. Среди них — Минобороны Австралии и США, американский производитель вооружений Raytheon, британское министерство иностранных дел и международного развития, (на составление «синьцзянского доклада», оно выделило десять тысяч фунтов стерлингов), а также Государственный департамент США и Центр стратегических коммуникаций НАТО, пишет «Российская газета».
В сентябре прошлого года американский Конгресс принял «Закон о предотвращении принудительного труда уйгуров», в котором отмечается, что почти все товары Синьцзяна, возможно, были произведены с использованием принудительного труда. Практически в это же время BCI меняет формулировку об отзыве лицензий синьцзянским производителям хлопка на «бессрочный отзыв».
В марте текущего года при публикации итогов расследования, проведенного шанхайским представительством BCI, сообщалось, что на территории Китая ими не обнаружено ни одного случая, который имел бы отношение к «принудительному труду». Впрочем, отмечает РГ, к выводам расследования на местах в штаб-квартире BCI могут и не прислушаться — там действует своя рабочая группа по «принудительному труду», которая не считается с выводами и отчетами с места событий.