Конкретный натуральный обмен

18.04.200500:00

Siemens становится своего рода испытательным стендом, на котором обкатывается новая модель взаимоотношений российских властей с крупным иностранным бизнесом. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отклонила ходатайство немецкого концерна о приобретении 73,5% акций «Силовых машин». Одновременно Siemens обещан контракт стоимостью 1,5 млрд евро на поставку высокоскоростных поездов для российских железных дорог. Детали последнего, впрочем, неясны.

Запрос в ФАС по поводу «Силовых машин» Siemens направила еще в июле 2004 года. В то время полным ходом шла подготовка к слиянию машиностроительной компании, принадлежащей холдингу «Интеррос», с другой структурой схожего профиля – ОМЗ. Появление серьезного иностранного покупателя привело к громкому развалу этого альянса, но крупного скандала при «разводе» все же удалось избежать. Этому во многом способствовала поддержка, которой заручилась Siemens среди российских чиновников. Так, в пользу приобретения пакета «Силовых машин» немецким концерном высказывались министры промышленности и энергетики Виктор Христенко и экономического развития Герман Греф. Более того, сам глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев пообещал выдать разрешение до конца 2004 года.

Однако у сделки нашлись и противники. Полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов и глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин написали письма, в которых попытались обратить внимание вышестоящего начальства на недопустимость участия иностранной компании в российском холдинге, обслуживающем оборонный комплекс. А в начале апреля против сделки выступили депутаты Госдумы, которые в обращении к правительству заявили ни много ни мало об угрозе оборонной и экономической безопасности страны. Точку в истории поставили борцы с монополизмом, расценившие переход к Siemens контроля над крупнейшей в России компанией электроэнергетического машиностроения, как приводящий «к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования».

Аналитики ИК «Атон» полагают, что решение ФАС заблокировать сделку «породит множество теорий об отношении российского правительства к иностранным инвестициям и лоббистских усилиях крупных промышленных групп, которые добиваются продажи концерну российской компании». В списке желающих купить «Силовые машины» остаются «Базовый элемент» Олега Дерипаски и РАО «ЕЭС». По логике вещей ни одному из претендентов актив, имеющий лишь опосредованное отношение к их основному бизнесу, особенно не нужен. Руководство РАО «ЕЭС» давно расставило приоритеты в этой сфере, объявив целью реформы привлечение сторонних инвесторов, готовых вложиться в модернизацию российской энергетики. У Олега Дерипаски с Анатолием Чубайсом есть разногласия по поводу будущего гидроэнергетики, однако вряд ли их можно решить с помощью «турбинного» аргумента. Сомнительно, чтобы глава энергохолдинга, в котором скоро не останется никакой тепловой генерации, очень страшился перехода контроля над поставщиком энергетического оборудования к главному российскому алюминщику. 

Пикантность ситуации заключается в особенностях другой, вроде бы готовящейся в настоящее время сделки между Siemens и РЖД – о поставке 60 скоростных составов на сумму 1,5 млрд евро. Совпадение по времени подготовки одного контракта – с РЖД, и отмены другого – по «Силовым машинам» – наталкивает на мысль о «размене», который мог быть предложен немецкому концерну. Однако и в случае с РЖД перспективы Siemens не вполне понятны. Сомнительно, чтобы и без того обремененные гигантской инвестпрограммой железнодорожники смогли вытянуть этот проект. Тем более что его полную стоимость, включая организацию производства поездов в России, пока никто оценить не может. В отсутствие законов, описывающих все детали доступа иностранных компаний на российский рынок, главная роль в регулировании процесса останется за техническим по сути ведомством, чья задача видится в оттягивании времени финального решения, как это сейчас происходит с Total и «Новатэком». Напомним, что французская компания уже более полугода ожидает от ФАС одобрения сделки суммой до $1 млрд по покупке блокирующего пакета в российском производителе газа. В течение этого времени государственные мужи будут продолжать обсуждение продажи компаний, к которым государство имеет лишь опосредованное отношение, а иностранцы – надеяться на очередные выгодные «размены».