Конкурент Fix Price выходит на рынок продуктов питания
Розничная сеть товаров для дома «Галамарт» решила выйти в продовольственный сегмент. На днях на платформе онлайн-рекрутинга HeadHunter ритейлер разместил вакансию руководителя нового товарного направления «Продукты питания». Ранее расширить свой ассортимент за счет продовольственных товаров решил главный конкурент «Галамарта» — Fix Price. Однако этот шаг не привел к ожидаемому всплеску интереса потребителей к сети.
Расти, бизнес, большой и маленький
«Галамарт» — это сеть дискаунтеров с товарами для дома. Первый магазин открылся в 2009 году. Первоначально ритейлер существовал под брендом «Магазин постоянных распродаж», однако в 2013 году в результате ребрендинга название изменилось на «Галамарт». Сегодня на территории России и Белоруссии насчитывается более 450 торговых точек бренда.
За счет выхода в продовольственный сегмент «Галамарт» стремится диверсифицировать бизнес и повысить посещаемость магазинов сети, цитирует «Коммерсант» партнера One Story Ольгу Сумишевскую. Аналогичного мнения придерживается генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он считает, что выход на продовольственный рынок позволит «Галамарту» повысить плотность продаж.
Расширение ассортимента за счет продуктов питания — один из возможных форматов развития бизнеса в 2022 году на фоне снижения покупательской способности населения, поясняет эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. Она также отметила, что в последнее время наблюдается высокий спрос на франшизы формата «магазин у дома» в эконом-сегменте. В качестве примера Рождественская привела сеть «Авокадо» и дискаунтер «Чижик» от X5.
Согласно статистике, порядка 45% посетителей дискаунтеров совершают там покупки как минимум раз в неделю. В условиях инфляции и снижения доходов населения цена становится определяющим критерием выбора продукта для 89% потребителей.
На чужом опыте
Магазины «фиксированных цен» представляют собой особый интерес для поставщиков и производителей продовольствия, которым сложно попасть в крупные федеральные сети, отмечает зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
Ранее на эксперимент с выходом в продовольственный сегмент решился Fix Price. Сегодня на полках магазинов сети можно найти много альтернативных вариантов знакомых продуктов: квас «Обломов», сухарики «Крутец», газированные напитки Bubble Way.
При этом доля продуктов питания в общем объеме продаж ритейлера остается небольшой. Более того, в третьем квартале текущего года показатель продемонстрировал снижение. С июля по сентябрь значение составило 27,2% против 27,9% за аналогичный период 2021 года и 30,9% по итогам второго квартала 2022 года.
Опыт сети может быть полезен «Галамарту» при формировании ассортимента продовольственных товаров, считают эксперты. Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов также не исключает для ритейлера возможности протестировать закупки и продажи продовольственных товаров до их включения в ассортимент.
Скидки съели прибыль
Снижение покупательской активности в 2022 году вынуждает ритейлеров активнее привлекать трафик. Так, по результатам исследования NielsenIQ, по итогам первых трех кварталов инвестиции участников рынка в промо-кампании выросли на 15% в годовом исчислении. В то же время недополученные доходы от продажи товаров со скидками составили 86 миллиардов рублей. Согласно прогнозам аналитиков, к концу года доля продаж по промо в магазинах может поставить новый рекорд.
Основные потери пришлись на продовольственный сегмент. Скидки на продукты питания за первые три квартала 2022 года привели к недополучению доходов торговыми сетями и поставщиками на сумму 76 миллиардов рублей. Доля скидочных продуктов питания в деньгах выросла до 61%, достигнув максимума с сентября 2020 года. В непродовольственных категориях значение составило 54%, что стало рекордом с марта 2021 года.
Инвестиции участников рынка в промо в группе продовольственных товаров выросли на 12% в годовом исчислении. Валовая прибыль «Ленты» в третьем квартале упала на 5%, достигнув отметки 26,5 миллиарда рублей. Валовая рентабельность X5 («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») за три квартала сократилась до 24,3% против 26,2% за аналогичный период 2021 года. Магазины непродовольственных товаров потеряли 10 миллиардов рублей, нарастив инвестиции в промо на 1% с января текущего года.