Конкуренция в райских условиях
Как и следовало ожидать, "Вымпелком" быстро ответил на революционное снижение тарифов "Мобильными ТелеСистемами" - его главным конкурентом. Похоже, обе компании приблизились к выбору: или вступать в сверхжесткую борьбу, отвечая на каждый новый тарифный план конкурента более выгодным аналогом, или создавать собственную уникальную "сеть предложений". Развязка сотовой войны наступит к осени 2000 года. Пока же все говорит о том, что конкуренция к осени ослабеет, а МТС и "Вымпелком" будут реализовывать разные концепции развития.
Новые тарифы
1 марта посвященные владельцы сотовых телефонов ожидали с нетерпением. Именно в этот день "Вымпелком" должен был отреагировать на введение двух новых тарифов МТС - "Любимого" и "Молодежного", а также на снижение цен в "МТС Локальном". Скажем сразу: ответ "Вымпелкома" разочаровал ту немногочисленную группу пользователей, которые привыкли обсуждать выгодность тарифов в специальных Интернет-конференциях, высчитывая, как минимизировать расходы с точностью до одного цента. "Вымпелком" не стал вводить тарифные планы, которые можно было бы раскручивать с помощью рекламы как нечто новое. Вместо этого компания пошла на необычный эксперимент: корректируя цены для новых абонентов в существующих тарифных планах сети GSM, перепозиционировала свои предложения.
Судите сами. Наиболее массовый тариф в сети GSM - "Серебряный" - стал выгоднее: за "стартовые" $10 в месяц абонент получает не 25, а 30 минут оплаченного траффика в дневное время, а минута разговора сверх того стоит теперь столько же, сколько и в конкурирующем тарифе "Молодежный" от МТС - $0,39. Абоненту теперь предстоит решать, что лучше - 30 минут за $10 или 25 минут за $8, и, очевидно, новые пользователи будут делать выбор исходя из своих личных симпатий. Тарифный план "Платиновый", четко ориентированный на массовую бизнес-аудиторию (городской номер, время разговора более 150 минут в месяц, неважно - ночью или днем), стал чуть ли не самым выгодным на рынке: минута стоит $0,33. Но наиболее интересное решение - перепозиционирование плана "Золотой". Теперь стоимость минуты в дневное время ($0,39) хотя и выше, чем в новом тарифном плане МТС "Любимый" ($0,36), однако абонентская плата $20 в месяц дает пользователю те же 30 минут оплаченного траффика в дневное время. Напомним, что "Любимый" предусматривает абонентскую плату в $16, но весь траффик вы оплачиваете сами с первой же минуты.
Изменения "Вымпелкома", касающиеся сети DAMPS, можно назвать косметическими. Минимальные расходы на сотовую связь теперь ограничиваются $10 - карточки "БиПлюс" с таким номиналом можно расходовать в течение месяца. Это ответ на изменение в тарифном плане МТС "Локальный", который предлагает рекордно низкие цены за траффик ($0,26 в минуту), но предусматривает абонентскую плату $4 в месяц. Кроме того, в тарифном плане "БиПлюс-Приват" введена сверхнизкая цена за ночные разговоры - с 24:00 до 6:00 минута стоит $0,05.
Новые сети
Кризис нелегальщины
Сотовый телефон стал общественной собственностью
Февраль 2000 года стал последним месяцем существования одного из самых знаменитых анахронизмов в мире телекоммуникаций - разрешений Госсвязьнадзора на использование мобильных и спутниковых телефонов, а также пейджеров. Постановление правительства, опубликованное на минувшей неделе, гласит, что отныне владелец мобильного телефона может не оформлять серые бумажки размером с две визитные карточки, снабженные невнятным голографическим знаком. Теперь "мобилу" можно дарить первому встречному, и он будет иметь полное право ей пользоваться. Кроме того, теоретически сотовым телефоном можно владеть анонимно - это вопрос взаимоотношений оператора связи и его клиента.
Интересно, что уже сейчас тарифные планы двух конкурентов формируют различные "сетки". "Вымпелком" предполагает, что новый клиент может иметь различные начальные требования: для бедных студентов и наименее обеспеченных клиентов сотовая связь в сетях "БиПлюс" начинается с "БиПлюс-Привата": минимальная цена "входного билета" с дотированным телефоном, минимальные расходы на связь, недешевый траффик днем и сверхдешевый - ночью. Более обеспеченный клиент может пользоваться либо "Серебряным" - с минимумом услуг и "кривым" номером, но "входным билетом" подороже, либо "Золотым" - с возможностью сразу попробовать весь спектр услуг за $20 в месяц. Судя по всему, тарифные планы "Вымпелкома" ориентированы в большей степени на человека, который уже принял решение купить себе телефон, но не решил, у какого оператора. МТС же ориентируется на привлечение новых и удержание старых абонентов. Любопытно, но летом 1999 года картина выглядела с точностью до наоборот.
На самом деле отмена разрешений Госсвязьнадзора является признанием государством ненужности этих бумаг. Впрочем, это не значит, что они не были нужны раньше: во времена господства аналоговых стандартов NMT и AMPS отсутствие разрешения на трубку было единственным способом отловить "телефонного пирата" - владельца "двойникового" телефона. Пиратов же по сути уничтожил сам рынок. Конечно, пираты, работающие в стандартах GSM и DAMPS, существуют до сих пор. Проблема только в том, что незаконное использование телефонов гораздо менее выгодно и удобно, чем приобретение легального нового мобильного телефона.
Пострадавших от этого решения в общем-то двое: Госсвязьнадзор, которому сотовые операторы (а следовательно, и их клиенты) платили около $4 за выдачу "серой бумажки", и тот самый работник МВД, который так тщательно сверял последовательность цифр на разрешении на мобильный телефон.
В принципе и та и другая бизнес-модель выглядит одинаково привлекательной. По мнению Николая Пряничникова, директора "Вымпелкома" по операциям в Московском регионе, "мы и МТС уже в достаточной мере разошлись по некоторым нишам, хотя конкуренция обостряется". Вероятно, если тенденция к "несимметричным ответам" продлится хотя бы полгода, в дальнейшем МТС и "Вымпелком" будут конкурировать даже не тарифами, а концепциями привлечения новых абонентов.
По сути сейчас наступило самое лучшее время для таких экспериментов. В январе 2000 года МТС и "Вымпелком", по данным "Ко", привлекли по 37 - 38 тыс. новых абонентов - для традиционно "провального" месяца это очень хорошо. В феврале, по предварительным данным, эта цифра у конкурентов превысила 50 тыс. Инициативы 1999 года - выход "Вымпелкома" и МТС на массовый рынок, вероятно, даже без снижения цен - обеспечат компаниям поток абонентов на минимальном уровне в 25 - 30 тыс. в месяц. В таких условиях новый ажиотаж на рынке сотовой связи становится невыгоден компаниям. Теперь главная задача - не расширять свою клиентскую базу, а удержать ее. Вероятнее всего, к концу 2000 года абонентская база обеих компаний будет составлять около 700 - 800 тыс. абонентов. Вот тогда и наступит время новых сотовых революций.