Top.Mail.Ru
архив

«Конкурировать с мировыми гигантами не так уж опасно»

Сергей Выходцев – президент и совладелец компании «Быстров» и инвестиционно-промышленной группы «Си-Про», в состав которой и входит эта компания. «Быстров» производит каши быстрого приготовления, мюсли и готовые завтраки. На рынке марка появилась в сентябре 1999 года, но уже сейчас на ее долю приходится более 70% продаж в сегменте (оценка маркетингового агентства MEMRB). Оборот компании, по данным «Ко», в 2001 году составил около $100 млн.

 

«Ко»: Сергей Владимирович, марка «Быстров» очень быстро заняла лидирующие позиции на рынке. Ваша компания потратила много усилий и средств для продвижения брэнда. До этого у вас была марка «Инвайт» – весьма прибыльный проект. Был ли успех «Быстрова» достигнут за счет капиталов, заработанных на «Инвайте»?

Сергей Выходцев: В какой-то мере да, поскольку благодаря «Инвайту» у нас появился завод под Санкт-Петербургом. Сначала мы вкладывали в строительство прибыль от «Инвайта», а в 1997 году продали контрольный пакет «Инвайта» компании Universal Beverage и на вырученные деньги достроили завод. Но на самом деле «Быстров» начинался с большого минуса. Завод мы открыли в мае 1998 года, а всего через три месяца разразился экономический кризис. Рухнули кредитные линии, мы остались с огромными долгами… Резко упали и продажи «Инвайта»: все ингредиенты для его производства импортировались, и цена напитка была привязана к курсу доллара, а рассчитан «Инвайт» был на малодоходные слои населения…

«Ко»: Поэтому вы и решили перепрофилировать производство?

С.В.: Не совсем так. Завод мы строили вообще под продукты быстрого приготовления, даже успели выпустить сухие супы и готовые завтраки «Инвайт». Это был несовершенный прототип «Быстрова», который к маю 1999 года мы довели до промышленной версии. На тот момент в Москве уже продавались Nordic, Quaker и «Бишоп», но в целом каши быстрого приготовления были абсолютно новым для России товаром. То есть были всего лишь намечены контуры рынка. Мы провели множество фокус-групп, потратили огромные по тем временам суммы, чтобы выяснить, что такое «русская каша» – какой продукт будет по вкусу россиянам. Когда-то то же самое мы сделали с «Инвайтом». Все везли в Россию чилийские и американские напитки, забывая о том, что есть понятие национального вкуса. Мы же в 1995 году разработали собственную рецептуру и очень быстро завоевали львиную долю рынка.

«Ко»: И все-таки откуда вы взяли деньги для «Быстрова»? И как расплатились с долгами?

С.В.: Честно говоря, найти деньги было самой большой проблемой. После нескольких неудачных попыток я понял, что у западных инвестиционных фондов просить что-то бесполезно. Один мой американский знакомый, консультант по профессии, предложил попробовать найти партнера в Азии. В 1997 году там разразился сильнейший экономический кризис. Выстояли только финансовые рынки Гонконга и Японии. Поэтому азиатские инвестиционные компании искали способы диверсифицировать свои активы. Россия могла быть для них привлекательна тем, что после августовских событий цена выхода на наш рынок снизилась на порядок. Мы организовали своеобразное roadshow в Гонконге, ненавязчиво – за коктейлем – предлагая местным бизнесменам войти в долю. Так мы нашли компанию Lunbiny Holding, которой за $10 млн продали 49% акций «Быстрова».

«Ко»: Некоторые конкуренты говорят, что сырье – зерновые хлопья вы закупаете в Финляндии, а сами занимаетесь только фасовкой…

С.В.: Да, мы действительно закупаем сырье у финнов. Но они делают хлопья строго по нашей рецептуре, и на этот счет у нас заключен контракт о конфиденциальности. А вообще мы в рамках диверсификации бизнеса группы «Си-Про» понемногу «заходим» в сельское хозяйство. В этом году впервые выращиваем свой овес – селекционеры создают для нас особый сорт зерна «Быстров». Мы хотим примерно 50% продукции производить из собственного овса. Во-первых, это снижает себестоимость продукта, а во-вторых, позволяет полностью контролировать качество исходного сырья. Где-то мы будем договариваться с успешно работающими хозяйствами, а где-то арендовать землю, покупать сельхозтехнику.

«Ко»: В апреле этого года вы заключили договор с Российским космическим агентством (РКА) о поставке каши «Быстров» для космических экипажей. Это такой имиджевый ход? Или космонавты – это большой рынок сбыта?

С.В.: Ни то ни другое. Понимаю, что вы имеете в виду. Да, уже начались разговоры, что «Быстров» добрался до бюджетных денег. На самом деле ни о каких деньгах с РКА мы и не думали говорить. Хотя бы потому, что в космос летают 10 – 15 человек в год. И даже если учитывать, что полный суточный рацион питания космонавта стоит $100, это не те деньги, которые нас могут заинтересовать. Насчет саморекламы. Если в этом проекте и можно найти такой пункт, то он будет одним из самых последних. Для нас космическая тема – это возможность выйти на новый уровень качества. Дело в том, что все рецептуры и технологии производства так называемых сублимированных и функциональных продуктов были созданы в 1970-х именно в лабораториях и институтах, работавших на космос. Совместно с РКА мы сейчас разрабатываем новые рационы питания космонавтов. В дальнейшем мы хотим адаптировать эти рецептуры к «земным вкусам» и развивать серийное производство. И еще – для нас важны космические стандарты контроля производства. Они в России даже более строги, чем в пищевой промышленности Швеции и Японии, где требования к качеству самые жесткие в мире.

«Ко»: Какие конкурентные преимущества получит за счет этого «Быстров»?

С.В.:Мы хотим, чтобы и в перспективе наши продукты по-прежнему занимали лидирующее положение на российском рынке. Сейчас это не так сложно, а лет через пять, когда будут урегулированы отношения с ВТО и инвестиционный климат станет лучше, здесь развернутся мультинациональные корпорации. И тогда вопросы качества будут рассматриваться совсем по-другому. Российским компаниям придется тратить на обеспечение необходимых стандартов качества колоссальные деньги. Поэтому мы решили заняться этим уже сейчас.

«Ко»: Кого из мировых производителей вы опасаетесь как будущего конкурента?

С.В.: Конечно, в первую очередь это американская Quaker – мировой лидер по продажам готовых завтраков и каш быстрого приготовления. Год назад компанию купила PepsiCo – ради популярной марки напитка – и теперь не знает, что делать с остальными продуктами Quaker. Как только у Quaker появится новый хозяин, эта компания, несомненно, пойдет на развивающиеся рынки, в том числе и в Россию. Она начнет вкладывать крупные средства в местное производство, в продвижение марки и тем самым будет развивать рынок в целом. Сейчас те сегменты рынка, на которых работает «Быстров», растут на 30 – 60% в год. А вполне вероятен и рост на 100 – 200%, как некогда было с рынком йогуртов. Тем не менее – не посчитайте меня самонадеянным – конкурировать с мировыми компаниями не так уж опасно.

У нас есть лозунг: «Полноценная еда без особого труда». Как его воплощать в жизнь – решают маркетологи. В этом году мы полностью сформируем ассортимент завтраков, после чего займемся другими продуктами. Будем либо что-то покупать, либо кооперироваться с сильными производителями.

«Ко»: Вам не хватает собственной прибыли для развития?

С.В.: Конечно, не хватает. Мы постоянно привлекаем деньги со стороны. Наша задача – к 2004 году вырастить компанию, акции которой достойны размещения на западном фондовом рынке. Хотя партнеры предлагают нам пройти листинг на Гонконгской бирже уже в следующем году.

«Ко»: Кстати, вы не опасаетесь, что еще раньше ваш инвестор продаст свою долю и вы получите взамен какого-нибудь «неожиданного» акционера?

С.В.: А вы бы стали продавать компанию, доходы которой за прошлый год выросли на 166%?

«Ко»: Успех «Быстрова» – это закономерность, удача или результат упорного труда?

С.В.: «Быстров» – один из проектов группы «Си-Про». У нас еще есть «Нео-Тек» – производитель растительных экстрактов для фармацевтики и пищевой промышленности, компания «ВКТ» – разработчик технологий производства таких экстрактов, а также «Экобаланс 2000» – эта компания строит рекреационный комплекс по Ярославскому направлению, с гольф-клубом и гостиницей. Когда у тебя в работе несколько проектов, по-настоящему «выстреливает» только один. «Быстров» – наш флагман. Если бы случилось так, что «Быстров» не пошел, то, я уверен, мы с вами говорили бы об успехе другого подразделения – например, компании «Нео-Тек».

Еще по теме