Конституционный перерыв

15.07.200200:00

Решение, принятое Конституционным судом 9 июля, фактически вводит мораторий на действие одного из ключевых принципов конституционного устройства России – сменяемости руководства. Основным механизмом, обеспечивавшим действие этого принципа, было ограничение, в соответствии с которым глава государства и главы регионов не имели права избираться более двух сроков подряд. Естественно, это правило активно не нравилось народным избранникам, и они периодически пытались его оспорить при помощи ссылок на волю избирателей. Казалось, точка в этой дискуссии была поставлена в 1999 году после принятия закона «Об общих принципах организации законодательных органов власти в субъектах РФ», закрепившего правило двух сроков и установившего процедуру его использования. Однако региональные лидеры, срок полномочий которых приближался к финалу, по-прежнему предпринимали попытки «перерешить» вопрос в индивидуальном порядке. Некоторым из них, как это случилось в Татарстане, Кремль пошел навстречу, другим повезло куда меньше – например, президенту Якутии Михаилу Николаеву.

Согласно новой интерпретации, разработанной конституционными судьями, отсчет первого губернаторского срока действующих глав регионов будет начинаться с октября 1999 года. При этом количество лет, проведенных «слугами народа» в губернаторских креслах до этого, не имеет значения. Только это решение поможет продлить срок политической жизни большинства действующих губернаторов минимум на четыре года. Однако в постановлении содержится еще одна норма, продлевающая губернаторское долголетие еще дальше. Законодательные собрания регионов, где на 19 октября 1999 года существовали ограничения по количеству губернаторских сроков, теперь вправе сами решать, быть или не быть действующему губернатору избранным на третий срок. В результате большинство региональных «баронов» получают возможность сохранить свои кресла до 2008 года. А в некоторых случаях и до 2010-го – 2011 года.

Осуществленный властью маневр имеет по крайней мере два весьма важных последствия. Во-первых, «царский подарок» приготовленный в Кремле и юридически упакованный Конституционным судом, гарантирует стабильность федеральной иерархии на ближайшие шесть лет. Система отношений с субъектами Федерации, выстроенная Кремлем за два последних года, далеко не идеальна и, разумеется, мало чем похожа на вожделенную «властную вертикаль». Но пока она обеспечивает федеральному центру все необходимые рычаги управления страной. Губернаторы и главы национальных республик уяснили свое место в новой реальности и больше не претендуют на самостоятельность.

Одновременно за скобки политического уравнения выведены амбициозные маргиналы всех сортов – региональные «тяжеловесы» вытопчут конкурентов и без команды из центра.

Для экономики страны проведенная Кремлем сделка «срок в обмен на лояльность» означает продолжение экономической стагнации, в которую страна плавно втянулась после краткого периода роста. Сырьевые компании, успевшие «подружиться» с местными лидерами, по сути дела, выводятся из поля конкурентной борьбы, превращаясь из агентов рынка в экономические подпорки феодальных кланов. Параллельно консервируется непрозрачная система управления финансовыми потоками. Разбираться с финансовой самодеятельностью «бессмертных» региональных лидеров станет еще сложнее. Ключевой инструмент политического давления на региональную власть – недопуск к выборам «по выслуге лет» – больше не действует.

Впрочем, не все так печально, как может показаться на первый взгляд. По нашей информации, последний маневр в отношениях с региональными элитами имеет для Кремля вполне определенный смысл. Это аванс за их согласие на жесткую федеративную реформу, готовящуюся сейчас под руководством Дмитрия Козака. Вопрос только в том, не утонет ли реформа в согласованиях, как это произошло с региональной реформой.