Контрафакт в автосервисе
Уровень инфляции в отрасли сервисного обслуживания автомобилей в 2013 г. составил 6,5%. В связи с падением рубля на российском авторынке ожидается значительный рост цен на автомобили зарубежного производства и соответственно на запчасти к ним. Из-за возросшей стоимости иномарок и комплектующих владельцам авто приходится искать более доступные способы сервисного обслуживания машин, в результате чего растет число обращений в "неофициальные" ремонтные мастерские. Однако, согласно результатам проведенных нашей компанией исследований потребительских предпочтений, работа даже официальных сервисов вызывает недоверие у многих автомобилистов. Первое место среди опасений занимает навязывание дополнительных дорогостоящих работ (об этом сообщили 50% опрошенных). На втором месте - страх передать свою машину некомпетентному мастеру (около 35%). Использование же некачественных запчастей вызывает опасения лишь у 15% респондентов. При этом именно третий пункт зачастую приводит к ДТП. По статистике ГИБДД, каждое пятое происшествие случается из-за использования поддельных автозапчастей. Несмотря на это, объем импорта контрафактных деталей в России ежегодно лишь увеличивается. В некоторых регионах поддельные запчасти занимают 35-45% рынка.
Контрафактная продукция отрицательно сказывается на репутации производителей и поставщиков оригинальных компонентов. Поддельные запчасти изготавливаются на подпольных предприятиях, чаще всего в Китае, Корее или Турции. Покупателей они привлекают заманчиво низкими ценами: почти в два раза ниже, чем на оригинальные составляющие. Контрафактные запчасти можно разделить на две разновидности. Первые - это компоненты солидных зарубежных и отечественных производителей, не прошедшие таможенный контроль. Подобные подделки в большинстве случаев не несут опасности. Вторая - запчасти с китайского рынка - наиболее опасные фальшивые детали, напрямую влияющие на увеличение количества ДТП.
Борьба с распространением контрафактных запчастей в России практически безрезультатна. Между тем установка поддельных запчастей приводит к снижению срока эксплуатации автомобиля в среднем на 30-50%. Безусловно, покупатель экономит на приобретении такой детали, однако впоследствии теряет значительно больше, так как увеличивается частота поломок, растут затраты на ремонт. Согласно статистике, каждый третий потребитель уже имел негативный опыт использования поддельной продукции. Четверть из них попадали в аварии, у остальных 75% детали изнашивались раньше срока.
Разумеется, наибольший риск приобретения контрафактых запчастей присутствует в неавторизованных автомастерских. Я рекомендую приобретать запчасти в фирменных специализированных магазинах, через официальных дилеров или через интернет-магазины производителей, при этом предварительно изучив список известных заводов-изготовителей и официальных поставщиков. Таким образом вы сводите к минимуму риск покупки контрафактной детали. Но вопрос с контрафактными деталями должен решаться и на государственном уровне. Необходимо установить более жесткий таможенный контроль, который мог бы надежно защищать внутренний рынок от подделок. Если российские службы всерьез возьмутся за проблему черного импорта, доля официальных поставщиков может вырасти до 80-85%, в то время, как сегодня эта цифра не превышает 30%. Найти выход из сложившейся ситуации можно, снизив госпошлину на ввозимые оригинальные запчасти и разработав новые законодательные инициативы, строго регулирующие поставку запчастей на внутренний рынок. В первую очередь данная инициатива будет выгодна государству, так как ежегодно ущерб от реализации контрафактной продукции в денежном эквиваленте составляет порядка $2 млрд.