Концепция переменилась
Акционеры Альфа-банка в полном соответствии с нынешней политической модой провели кардинальную реорганизацию состава правления. Из 11 «альфовских» топ-менеджеров своих постов лишились четверо: Павел Горбацевич, Марина Савельева, Игорь Согин и Мачей Лебковский.
Президент Альфа-банка Петр Авен объясняет столь масштабные кадровые «зачистки» стремлением повысить эффективность бизнеса. По мнению Авена, по уровню производительности труда «Альфа», как, впрочем, и другие его российские коллеги-конкуренты, «фундаментально отстает» даже от финансовых институтов Восточной Европы, не говоря уже о западных банках. Для того чтобы исправить ситуацию, Авен готов «сокращать людей» и дальше.
Правда, не совсем ясно, почему Петр Авен и его партнеры приведением рентабельности своего банковского бизнеса к международным стандартам занялись именно сейчас. Едва ли «альфовцы» настолько законопослушны, что, услышав призывы Владимира Путина к повышению конкурентоспособности российской экономики, тут же бросились их исполнять.
Факт наличия каких бы то ни было переговоров о частичной либо полной продаже Альфа-банка стратегическому инвестору Авен отрицает. IPO тоже не стоит на повестке дня. Ссылаясь на свой опыт работы в совете директоров GoldenTelecom, Петр Авен утверждает, что «требования, связанные с публичностью, очень тяжелы».
Другое дело, что на российском финансовом рынке «Альфе», что называется, начали наступать на пятки. По вкладам населения Банк Москвы вышел на второе место с 39 млрд руб. против «альфовских» 33 млрд руб. Тут уже не спишешь на пару-тройку очень состоятельных вкладчиков, вроде прежнего владельца золотодобывающего ЗАО «Полюс» Хозрета Совмена. К тому же после создания BP-ТНК акционеры Альфа-банка и их партнеры тоже вроде не бедствуют.
«Альфовцы» не скрывают, что свою долю на столичном рынке частных вкладов банк потерял в значительной степени из-за просчетов, допущенных при реализации амбициозного проекта «Альфа-банк Экспресс» (АБЭ). «Главное, чего мы добились – это очереди, – констатирует Петр Авен. – Я слышу на них жалобы от своей мамы и ее подруг». Очевидно, во искупление именно этих грехов «альфовцы» и принесли в жертву Мачея Лебковского, которому принадлежала идея создания сети отделений банковского экспресс-обслуживания. Кроме того, изрядно пострадал пиар-департамент, полтора года назад получивший $9-миллионный бюджет на раскручивание АБЭ. Поиски виновного привели к тому, что ряды уволенных «альфовцев» пополнил руководитель пресс-службы банка Вадим Юрко. Хотя трудно предположить, что только он приглашал BBDO в качестве разработчика креативного решения для рекламной кампании АБЭ или оценивал ролики, которые продержались в телевизионном эфире от силы три месяца.
Теперь Вадиму Юрко согласно одной версий предстоит воплощать в жизнь свои навыки по раскручиванию розничных банковских проектов в «НИКойле». Благо там с февраля на посту вице-президента уже трудится один именитый выходец из «Альфы» – Евгений Бернштам. В свое время именно он отстраивал розничный бизнес Альфа-банка. Однако в декабре 2002-го ему пришлось уйти, поскольку соответствующее направление было отдано на откуп Мачею Лебковскому. Правда, кураторство над филиальной сетью осталось у воспитанницы Бернштама Марины Савельевой.
Возможно, всему виной скрытое соперничество двух топ-менеджеров, но теперь и Лебковский повторил судьбу предшественника. И если Савельева, скорее всего, тоже найдет приют в «НИКойле», то Мачей Лебковский, по сведениям «Ко», собирается направиться в Гута-банк.
Иными словами, владельцы «Альфы» своими реорганизациями рискуют добиться резкого ухудшения конкурентной среды для банка. По крайней мере, главному управляющему директору Альфа-банка Петру Шмиде, который, кстати, сейчас станет единолично курировать розничный бизнес, предстоит серьезно потрудиться, чтобы через год не пополнить новые списки отставников.
Еще по теме



