Top.Mail.Ru
бизнес

«Концепция русского Instagram* обречена»

Фото: Россграм Фото: Россграм

Отечественный аналог заблокированного в стране Instagram* под названием «Россграм» должен был заработать еще в конце марта 2022 года, но и к концу июля его так и не запустили. Параллельно создатели продают «пакеты привилегий» и пользовательские имена в своем проекте по 10–75 тыс. рублей, а также уверяют, что свои никнеймы в соцсети уже забронировали популярные блогеры и артисты, включая певицу Ольгу Бузову. Опрошенные «Компанией» эксперты не исключают, что приложение будет запущено, но сомневаются, что оно сможет долго просуществовать.

О разработке российского аналога Instagram стало известно 14 марта. В Telegram-канале «Россграма» создатели заявили, что соцсеть будет запущена 28 марта 2022 года, но «сначала доступ будет открыт для топ-блогеров и партнеров (спонсоров и инвесторов)». Обычные пользователи должны были получить доступ в апреле 2022 года. Разработчики утверждали, что у аналога будет привычный функционал, но с дополнительными инструментами монетизации: платным доступом к контенту, краудфандингом, реферальной программой и другими. Также они анонсировали функцию переноса данных из Instagram.

В середине марта разработчики устроили голосование с предложением переименовать соцсеть. На 26 июля в нем приняли участие 102,7 тыс. пользователей, большая часть из которых (77%) выступила за смену названия. Создатели оставили это без внимания, но позже решили сменить логотип.

В указанный день разработчики, «как и обещали», показали пользователям лишь прототип приложения. Позже его запуск перенесли на лето 2022 года, объяснив это тем, что «для создания полноценной соцсети требуется больше времени».

Прибыльное имя

Продажа никнеймов в соцсети официально проходила с 28 апреля до 1 мая 2022 года. Минимальная цена «имени» — 10 тыс. рублей. За эту сумму создатели «Россграма» давали пользователям гарантию, что выбранный ими ник не зарегистрирует кто-нибудь еще. При этом минимальная сумма даст возможность выбрать скучные имена профилей. За 25–30 тыс. рублей можно было получить короткие популярные ники, которых, по словам разработчиков, всего лишь 250 штук.

Если пользователь хочет взять свое полное имя, то условный никнейм Victor обойдется в 50 тыс. рублей. Для юрлиц ставки еще выше: для них открыли аукцион, в котором они могут побороться за определенный ник с другими претендентами. Имя получит тот, кто предложил большую сумму, минимальная ставка — 100 тыс. рублей.

Разработчики соцсети утверждали, что сайт «Россграма» был создан в ночь с 13 на 14 марта. Это подтверждают и сервисы для проверки доменов. При этом петербургское юрлицо соцсети появилось только 11 апреля 2022 года. По данным СПАРК, учредителем и гендиректором ООО «Айти истории» стал Кирилл Филимонов, которого называли «главным энтузиастом» проекта TON — наследника несостоявшейся криптовалюты одноименного блокчейн-проекта братьев Павла и Николая Дуровых.

В начале мая гендиректором «Айти историй» стал Александр Зобов, называющий себя «сокурсником Павла Дурова», бизнес-тренером и экспертом по интернет-маркетингу. В апрельском интервью News.ru он утверждал, что на стадии предрегистрации находятся около 650 тыс. будущих пользователей, а «Россграм» — «пока частная» инициатива. Перенос запуска соцсети Зобов объяснял «огромным количеством хакерских атак». Также он отметил, что клону Instagram «важна пророссийская позиция пользователя либо он должен быть аполитичным».

прочитать весь текст

Согласно сервису Wayback Machine, приобрести никнейм можно было вплоть до 5 июня. Уже 21 июня сайт обновился, а разработчики убрали информацию о продаже имен, но добавили возможность приобрести три пакета привилегий. Первый, «Минимальный», стоит 10 тыс. рублей и включает в себя «ранний доступ в “Россграм” и пять ключевых опций бизнес-аккаунта». В пакет «Оптимальный» включены «привилегии для раскрутки и продвижения», в пакет «Максимальный» — «суперусловия монетизации бизнес-аккаунта». Обойдутся они в 50 тыс. и 70 тыс. рублей соответственно. При этом детали пакетов разработчики не приводят, рекомендуя потенциальным покупателям «заказать консультацию».

Создатели утверждают, что никнеймы уже забронировали различные бренды, блогеры и звезды, включая Ольгу Бузову. Представитель певицы Антон Богославский в разговоре с «Компанией» опроверг какую-либо связь Бузовой с проектом. В «Россграме» на запрос «Компании» не ответили.

На момент публикации у соцсети все еще нет мобильных приложений. При этом в официальной группе «ВКонтакте» у «Россграма» почти 110 тыс. подписчиков, а в Telegram — более 139 тыс. (в середине апреля на канал были подписаны более 179 тыс. человек).

Для всего остального есть VPN

Сам проект «Россграма» — «мертворожденный» изначально, считает управляющий директор блогерского агентства INVITE, основатель и совладелец паблика MDK Роберто Панчвидзе. «Судя по долгому запуску площадки, проект превращается в аферу, на которую купятся единицы, и это уже может быть подсудным делом», — заявил он в разговоре с «Компанией».

Партнер и руководитель практики «Антикризисные коммуникации» коммуникационного агентства PROGRESS Дмитрий Федюшин полагает, что проект все же будет запущен, поскольку отказ от релиза несет слишком большие репутационные и финансовые риски. Вполне возможно, что приложение какое-то время после запуска проработает за счет уже зарегистрировавшихся на волне первоначального «хайпа» пользователей, но постепенно их активность сойдет на нет, говорит эксперт.

«В вопросе импортозамещения Instagram была очень важна скорость, при этом даже она не гарантировала коммерческую успешность проекта, — объясняет Федюшин. — Если бы “Россграм” действительно запустился весной, он бы мог иметь успех. Сейчас же его единственная надежда — найти серьезного инвестора, который будет готов вложить средства в доработку и, самое главное, в новую волну продвижения социальной сети».

Панчвидзе не видит смысла создавать клон Instagram, потому что российскому рынку нужна своя уникальная площадка. Механика Instagram достигла своего «эволюционного предела», а чтобы догнать ее по развитию, нужно потратить очень много средств. «Поэтому концепция русского Instagram обречена», — уверен эксперт.

С ним отчасти согласен директор по маркетингу юридической компании Emet law firm Алексей Шошин. С одной стороны, по его словам, всегда есть смысл создавать свое, ведь это новый виток в отрасли, способный «серьезно продвинуть индустрию». «С другой стороны, на создание и выработку привычек у аудитории уйдет немало времени, а ждать никто не хочет. Нужно здесь и сейчас. А для этого есть VPN», — заключил аналитик.


* Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена. Продукты платформы — соцсети Facebook и Instagram — заблокированы и запрещены в России.

Еще по теме