Контур успеха. Как компания из Екатеринбурга стала крупнейшей в России экосистемой для бизнеса

31.07.202316:30

Один из лидеров ИТ-отрасли СКБ Контур готовится отметить свое 35-летие. На рынке ИТ-гигант известен своими b2b-продуктами. В одном из сервисов экосистемы — Контур.Толке (сервис видеосвязи) — мы побеседовали с генеральным директором СКБ Контур Михаилом Сродных, который рассказал, как старейшему и крупнейшему разработчику делового софта удается все эти годы выдавать востребованные и полезные для бизнеса решения со скоростью стартапа. 

СКБ Контур в этом году исполняется 35 лет. У вас больше 70 решений для бизнеса, ими пользуется 2,3 млн клиентов. Как компании удалось достичь такого успеха. Какой сервис повлиял на успешное развитие?

— На каждом этапе развития свою роль сыграл определенный сервис. Первый скачок произошел в 2000-е благодаря Контур.Экстерну. С помощью него бизнес перешел на отчетность с налоговой в онлайн, а бухгалтеры получили возможность не ходить в ФНС, и передавать все через интернет.

В 2012 году, когда в стране начал активно развиваться электронный документооборот, мы разработали сервис Контур.Диадок. Благодаря ему пользователи начали обмениваться юридически значимыми документами в большом объеме, а через шесть лет мы доработали решение и вышли на международный ЭДО.

Эти и другие сервисы, заслужившие доверие наших клиентов много лет назад, и сейчас продолжают оказывать влияние на развитие нашего бизнеса. Если говорить о «молодых» сервисах, то драйвером можно назвать сервис видеоконференций Контур.Толк. Сейчас им пользуются ведущие корпорации страны – для них это главный инструмент коммуникации с сотрудниками и партнерами.

СКБ Контур — старейший и крупнейший разработчик делового софта в России с выручкой более 26 млрд рублей и клиентской базой в 2,3 млн компаний по итогам 2022 года. Основанная в 1988 году в Екатеринбурге компания начинала с обслуживания уральских предприятий и вышла на федеральный уровень, первой внедрив сервис налоговой отчетности через интернет и систему электронного обмена документами.

Сейчас это системообразующая для России корпорация с более чем 10 тысячами сотрудников, сетью филиалов по всей стране и партнерской сетью. СКБ Контур — группа компаний, которые развивают экосистему для бизнеса Контур, инвестируют в образование, инфраструктуру и IT-сообщество.

В продуктовом портфеле СКБ Контур — интернет-отчетность и онлайн-бухгалтерия, сервисы для ЭДО и работы с маркировкой, облачный товароучет и онлайн-кассы, проверка контрагентов и электронные подписи для любых задач.

С 2020 по 2022 годы СКБ Контур входит в двадцатку самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. Штаб-квартира компании при этом по-прежнему находится в Екатеринбурге.

прочитать весь текст
СКБ Контур уже много лет помогает бизнесу легко отчитываться перед госорганами, играя роль посредника. Но ее невозможно играть без отношений с государством. Есть ли у вас GR-философия? Не было опасений, что компания слишком сблизится с государством?

— Нет, таких опасений никогда не было. Мы большая компания с амбициозными проектами, и взаимодействуем как партнеры. У государства большие цели по цифровизации, оно готово активно привлекать к этому бизнес, делегируя ему часть работы. И мы, имея огромный опыт в отрасли и многолетнюю экспертизу, просто помогаем ему в этом.

При этом мы сохраняем тесный контакт с клиентами: знаем все их боли и проблемы. Так мы создаем максимально полезные сервисы, которые облегчают работу и бизнеса, и государства, и в целом меняют мир к лучшему. Например, в нулевых, когда появились электронные подписи, предприятия не понимали, как ими пользоваться. И наш удостоверяющий центр помог клиентам просто и быстро адаптироваться к новой реальности.

При этом вы всегда создаете сервисы, которые потом становятся мейнстримом. Где у вас «зашит» индикатор новизны?

— Думаю, весь секрет в системной работе, а также балансе между прагматизмом и риском. Мы примерно понимаем, где мы можем шагнуть в неизвестность, а где черту переступать не имеем права. При этом мы не довольствуемся одним успешным продуктом — регулярно создаваем новые, чтобы быть на волне.

Фото: пресс-служба СКБ Контур
Знаю, что ваша компания помогает начинающим предпринимателям: авторы бизнес-идей проходят условный путь стартапера из Силиконовой долины. Как это выглядит?

— У нас несколько инвестиционных комитетов, которые работают со стартапами на каждой стадии развития. В них входят наши эксперты, маркетологи, разработчики и другие специалисты, которых начинающий предприниматель не может позволить себе на старте.

Вначале комитет оценивает идею продукта, пользу для рынка и клиента. Дальше собирает его тестовый вариант и запускает. Если проект показывает хорошие результаты, начинается его масштабирование и он становится полноценной частью нашего продуктового портфеля.

Вы помогаете не только начинающим предпринимателям, но и тем, кто только начинает определяться с профессией. Расскажите об этом.

— У нас всегда было стремление выпускать новые продукты, но для этого нужно много специалистов. Поэтому 15 лет назад мы начали вкладываться в подготовку кадров и теперь имеем постоянный приток квалифицированных специалистов такого качества и уровня, который нам нужен.

Вначале мы работали только со студентами. Потом начали обучать и школьников, причем не только старшеклассников. Так мы приобщаем молодежь к IT и помогаем ребятам раскрывать свой потенциал.

Например, мы поддерживаем призеров и победителей Всероссийской Олимпиады школьников: вместе с правительством Свердловской области выплачиваем гранты, по размеру не уступающие московским.

Сейчас готовим гид по IT-профессиям для школьников, который поможет им в игровой форме определиться с призванием. Ведь область информационных технологий очень широкая. Важно, чтобы человек, поступая в вуз, понимал, что ему нравится больше всего — писать код или драйвить команду, например.

Не забываем и о преподавателях, которые воспитывают талантливую молодежь. Для них мы проводим конгрессы и курсы повышения квалификации в области программирования, выплачиваем им гранты.

Ну и, конечно, мы много и давно работаем с вузами. С Уральским федеральным университетом (УрФУ) у нас есть общая программа бакалавриата — ФИИТ (Фундаментальная информатика и IT): наши сотрудники ведут спецкурсы, а студенты стажируются у нас.

Стажировка привела в компанию 800 новых классных специалистов. Молодые работники уже понимают, как всё устроено, как проходят процессы и в чем они могут быть полезны.

Летом мы выпустили первый поток бакалавриата. Из 40 студентов, получивших дипломы, 37 уже работают в ИТ-компаниях, в том числе и в СКБ Контур. Все потому что ребята максимально тесно сотрудничали с IT-специалистами, были погружены в специфику и актуальные технологии.

С УрФУ у нас есть также совместный проект магистратуры — «Цифровая гуманитаристика». Это история про образование на стыке между гуманитарными науками и IT. Там учат специалистов, которых не готовит ни одна магистерская программа в Екатеринбурге: аналитики данных, исследователи, продуктовые маркетологи, менеджеры маркетинговых исследований и специалисты по коммуникациям. Такие специалисты очень нужны сегодня. И не только СКБ Контур, а IT-отрасли в целом.

В нашей сфере также ощущается нехватка руководителей продуктов и проектов. поэтому в этом году на Иннопроме мы подписали соглашение с ИТМО: у них мощные возможности готовить ребят в этих областях.

СКБ Контур вышел на федеральный уровень еще в середине нулевых. У вас больше 10 тысяч сотрудников, есть дочерние предприятия. Почему вы не базируетесь в Москве? Это артефакт уральской идентичности или рациональная стратегия?

— Компания появилась в Екатеринбурге, ее основатели тоже отсюда и до сих пор живут здесь. Команда, которая развивает Контур, тоже практически вся выросла на Урале. Для нас Екатеринбург — и прагматический выбор, и эмоциональная, личная история. Мы вкладываем много сил, чтобы кадры оставались и развивались в регионе. Например, наш офис разработки на Широкой Речке входит в девять лучших IT-пространств мира по версии Office Snapshot.

Конечно, в региональности есть и свои минусы: партнерам не так просто сорваться и приехать на встречу с вами, если вы не в Москве. Но мы, как мне кажется, находим баланс. Екатеринбург не так уж далек от Москвы, и всеобщий переход в онлайн тоже сильно стер границы.

Фото: пресс-служба СКБ Контур
К слову об удаленке: Илон Маск заявил, что в его компаниях переход на удаленную работу ухудшил качество работы. Как с этим обстоят дела в вашей компании?

— Для нас, как и для многих компаний, уход на удаленку стал триггером перемен. Благодаря ей мы оптимизировали часть рабочих процессов.

Да, удаленка не везде возможна, для каждой функциональной зоны в Контуре есть свой регламент и требования. Например, в продажах такой режим только вредит процессу. А вот разработчики в СКБ Контур работали дистанционно и до пандемии.

На ЦИПРе вы презентовали новое направление — финтех. Для чего Контуру банк?

— Да, действительно, не так давно мы приобрели ПАО «Банк Екатеринбург», чтобы усилить нашу экосистему. Это тот кирпичик, который еще больше упростит работу бизнеса. Он позволит клиентам переводить деньги через наши сервисы с помощью одной кнопки. Например, заключать сделки в системах ЭДО — и через пару секунду получать или отправлять средства.

В линейке ваших продуктов есть импортозамещающие сервисы. Это MVP или полностью доработанные продукты? Какие зарубежные сервисы они замещают?

— Их мы создавали как самостоятельные удобные конкурентоспособные сервисы. Например, Контур.Толк разработали для себя, чтобы наладить коммуникацию между сотрудниками. Мы постоянно дорабатывали его — добавляли новые фишки, функционал. Когда в 2022 году резко вырос спрос на программное замещение, мы вывели Контур.Толк на внешний рынок, и он легко встроился и дополнил всю нашу экосистему.

У Толка много крутых фич. Например, встречу в сервисе можно запланировать прямо через календарь сотрудника. А функция видеокиосков позволяет демонстрировать презентации на одном экране и офлайн, и онлайн-участникам. Еще Толк умеет расшифровывать и переводить речь выступающих в текст. А в скором времени мы планируем научить Толк трансформировать протокол встречи в постановку задач.

Клиенты Толка — это крупные компании, банки, операторы связи, образовательные учреждения, госсектор. Сейчас его тестируют студенты Высшей школы экономики, а в прошлом году на базе Толка Госсовет при Президенте провел заседание своей рабочей группы.

Есть и другие импортозамещающие сервисы. Контур.Доступ — это аналог TeamViewer. Его, как и Толк, мы тоже создавали для себя, с помощью него наша техподдержка дистанционно может помогать нашим клиентам. А в пандемию решение мы использовали для настройки компьютеров сотрудников на удаленке. Контур.Доступ мы тоже вывели на внешний рынок и активно предлагаем нашим клиентам.

Контур.ID — аналог Microsoft Azure. Он помогает компаниям безопасно и быстро управлять доступом к корпоративным приложениям. Для входа во все сервисы сотрудник использует только одну учетную запись, что ускоряет процесс. Контур.ID мы создали для себя, а сейчас им пользуются крупнейшие компании страны. Сервис пользуется спросом и за рубежом.

Экосистемность СКБ Контур — это изначальная задача или вы с самого начала шли к этому?

— Экосистема — модель эволюции любого крупного бизнеса. Рано или поздно успешных продуктов появляется так много, что они начинают конкурировать друг с другом. Нужно вовремя включить процессы синергии.

Так случилось и с нами. Для быстрого роста мы создали экосистему, которая нацелена на потребности наших клиентов.

Что дальше? Как планируете развивать экосистему?

Сейчас у страны есть запрос на импортозамещение и цифровизацию. В ближайшие несколько лет мы будем развивать экосистему вокруг того, чтобы закрывать широкий спектр потребностей бизнеса, возникший из-за ухода зарубежных игроков.

Мы продолжим создавать новые продукты и развивать существующие: финтех, Контур.Толк, кадровый электронный документооборот, Контур.Школу.

Есть ряд других перспективных идей, которые мы готовы реализовать. Например, сервисы, которые помогут клиентам лучше анализировать рынки и продавать.

При этом мы готовы развиваться не только в пределах нашей страны, но и масштабировать продукты на другие рынки. Например, в странах ближнего зарубежья, в которых сервисы очень легко адаптируются.