Конверсия «заряженных» технологий

19.12.201400:00

Гонщиков «Формулы-1» не зря называют «пилотами»: скорость болида на трассе достигает 300 км/час, а перегрузки сравнимы с теми, что испытывает пилот истребителя во время взлета.

Не так давно в прессу просочилась информация, что у знаменитого «красного барона» Михаэля Шумахера врачи нашли трещины в шейных позвонках, которые, по одной из версий, появились в результате частого воздействия сильных перегрузок во время гонок. «Формула-1» – это экстремальные условия не только для пилотов, но и для техники, работающей на пределе возможностей. Только представьте: обороты двигателя гоночного болида достигают 20 000 в минуту, при этом в форсаж-режиме он сжигает до 80 литров на 100 километров. В прошлом году во время проведения Гран-при в Венгрии у пилота Нико Росберга, выступавшего за команду Mercedes, на 65-м кругу от чрезмерных нагрузок загорелся двигатель.

Королевские гонки – это настоящее испытание для инженеров. На гонках «обкатываются» самые передовые технологии в автомобилестроении, которые в дальнейшем могут быть применены на «гражданских» версиях серийных машин. Кстати, антиблокировочная система (АБС) впервые была использована и прошла испытания на гоночных болидах «Формулы-1» и лишь потом появилась на обычных автомобилях. От Королевских гонок нам достались не только дисковые тормоза, антипробуксовочные системы и использование карбона в автотюнинге, но и моторные масла. В ситуации с последними «Формула-1» – это лучший полигон для испытания новейших технологий. Не говоря уже о том, что к моторному маслу, используемому в гонках, предъявляются высочайшие требования – смазочные материалы должны препятствовать износу и перегреву двигателя в экстремальных условиях.

В 1960-х годах на базе технологий ExxonMobil было разработано синтетическое моторное масло, первоначально применявшееся для дизельных двигателей буровых установок. Учитывая, что указанные буровые планировалось использовать на Крайнем Севере – на месторождениях нефти и газа на Аляске, где температура зимой опускается ниже отметки -40 градусов, от ExxonMobil требовались самые передовые технологии производства. Параллельно компания поставляла синтетическое масло в качестве смазочного материала подшипников шасси самолетов для использования при крайне низких температурах. И только доказав свою эффективность, в 1974 г., ровно сорок лет назад, первое в истории синтетическое моторное масло под брендом Mobil 1 официально вышло на мировой рынок. Уже через четыре года ExxonMobil начинает сотрудничество с командой «Формулы-1» Williams, которая в следующие несколько лет станет одной из сильнейших в Королевских гонках. К 1987 г. совместная работа с ExxonMobil принесла Williams победы в пяти Гран-при.

Сотрудничество компании со многими гоночными командами только расширялось, среди них Stewart-Haas Racing в серии NASCAR Sprint Cup, Corvette Racing, выступающая в американской серии «Ле-Ман», Tony Stewart Racing в серии World of Outlaws Sprint Car, а также Porsche Mobil 1 Supercup. «С того момента, как началось сотрудничество Mobil 1 и Porsche, мы работаем в тесном контакте с командой немецкого концерна, ведь наша общая задача – обеспечить максимально высокую эффективность двигателей, установленных не только в гоночных, но и в серийных автомобилях, – рассказывает глобальный менеджер ExxonMobil по стратегическому сотрудничеству с Porsche Хауке Браак. – Моторное масло Mobil 1 – единственный смазочный материал, рекомендованный Porsche для своих автомобилей в любой стране мира, что свидетельствует о высоком уровне доверия к нашему бренду».