Top.Mail.Ru
архив

Копирование ошибок

Кризис в американской корпорации Xerox вступил в новую стадию. За три месяца 2001 года компания – легенда копировального рынка потеряла почти $198 млн. Это самые большие убытки Xerox за десятилетие. Кризис протекает на фоне внутренней корпоративной войны.

«Их испортил слишком быстрый успех» – приблизительно так отзываются в мире технологического бизнеса об американской Xerox, некогда могущественной корпорации. Взрывной успех Xerox пришелся на конец 60-х, когда было выпущено первое копировальное устройство Xerox 914, ставшее одним из самых продаваемых продуктов того времени. Уже через два года компания вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу, а акции Xerox приносили держателям баснословные дивиденды. Однако японские конкуренты – Canon, Minolta, Ricoh и Sharp уже готовились к выходу на рынок с собственными копировальными машинами. Японская техника, выведенная на рынок в 1970 году, стала продаваться по цене, равной себестоимости продукции под маркой Xerox. Японцы буквально вытолкнули Xerox с рынка – через десять лет после выпуска Xerox 914 доля его создателя на американском рынке составляла только 13% вместо прежних 95%. Японские копировальные устройства стали не единственным субститутом продукции Xerox. Какие бы технологические новинки ни предлагала Xerox в дальнейшем, ее конкуренты очень скоро выбрасывали на рынок аналогичное оборудование по более выгодным для покупателей ценам. В сегменте цифровой техники Xerox потеснили Hewlett-Packard и Kodak.

Идет война народная Xerox всякий раз умудрялась отдавать свой кусок пирога из-за того, что руководители компании никак не могли разобраться, кто в доме хозяин, а совет директоров не знал, под чью дудку ему плясать. С начала 80-х Xerox буквально лихорадило от корпоративных передряг и интриг. На протяжении последних двадцати лет в компании идет внутрикорпоративная битва. В этой войне, как и в любой другой, образовались два противоположных лагеря. В первый вошли теперь уже бывший СЕО Xerox 56-летний Ричард Томан и команда его единомышленников: они образовали так называемый лагерь аутсайдеров. По другую сторону «линии фронта» – команда нынешнего СЕО 62-летнего Пола Эллейера, «своего в доску» парня, который пришел в Xerox в 1966 году и с того времени ни на минуту не покидал стен корпорации. Корпоративная война началась в 1982 году, когда Xerox избрала своего первого исполнительного директора, чтобы восстановить положение компании, пошатнувшееся после выхода на рынок японских производителей. Первым это почетное кресло занял один из менеджеров корпорации Дэвид Кирнс. Ему не удалось восстановить позиции Xerox. В 1983 году под руководством Кирнса Xerox приобрела страховую группу Crum&Forster, а несколько позже еще две компании – маклерскую и страховую. Xerox купила бизнес, в котором никто в корпорации толком не разбирался, и в конце концов на этом поле прогорела. И хотя дальнейшее ухудшение финансовых показателей компании тогда удалось остановить, СЕО был переизбран. С 1990 года Xerox продолжала бороться за свое место на рынке под руководством Пола Эллейера. Он запустил продукцию нового поколения – цифровую – и создал новый сегмент рынка. Кроме того, Xerox улучшила качество выпускаемой продукции и снизила цены, сделав упор на обслуживание постоянных клиентов. Однако застолбить цифровой рынок Xerox не удалось. Помешали ей два других гиганта – Hewlett-Packard и Kodak. Исход конкурентной борьбы оказался не в пользу Xerox. В 1993 году компания объявила о значительном сокращении производства и уволила 10% сотрудников. Выйти из кризиса удалось только в 1995 году – после представления нового цифрового копировального аппарата, который открыл для компании новую нишу на рынке и принес ей $3 млрд.

Вечный аутсайдер Эллейер сформировал топ-менеджерский состав компании из своих людей. В 1996 году совет директоров компании принял решение назначить на вновь созданный пост президента и СОО человека со стороны. Выбор был сделан в пользу 52-летнего Ричарда Томана, финансового директора IBM. Новичок и не подозревал, что Xerox не даст ему реализовать ни один из планов. Сначала Томан поразил команду своими знаниями и целеустремленностью. На фоне остальных менеджеров, большинство которых пришли в компанию сразу по окончании колледжа, Томан с его четырьмя высшими образованиями, включая обучение в престижной бизнес-школе, выглядел настоящей звездой. Как ни странно, Томан не прижился в Xerox, снискав себе репутацию безусловно рассудительного, но упрямого и несколько надменного человека. Хотя начал он действительно хорошо и в апреле 1999 года даже был назначен новым СЕО. Акции Xerox в тот день выросли на пару процентов. А Эллейер удовольствовался постом председателя компании. Однако рост вскоре обернулся очередным падением. Пропорционально росту продаж струйных принтеров под маркой Hewlett-Packard сокращалась доля рынка, контролируемая Xerox. В итоге к марту 2000 года компания анонсировала увольнение еще 5200 своих сотрудников. В ухудшении ситуации повинны и некоторые топ-менеджеры из бывшей команды Эллейера. Так, из-за недосмотра финансового директора (CFO) Барри Ромерила, Xerox в 1999 году потеряла на бразильском рынке $1 млрд. Томан собрался было уволить Ромерила, но того поддержал совет директоров, по указке Эллейера проголосовавший за то, чтобы Ромерил остался в компании. Эллейер списывал все на личный конфликт Томана и Ромерила. Тем не менее в мае 2000 года Томан предложил совету директоров нового кандидата на должность СFO. Однако назначить своего человека он так и не успел. Через несколько дней из компании выбросили самого Томана, и новым СЕО снова стал Пол Эллейер. Так что амбициозные варяги не приживаются не только в российских фирмах. Ни к чему хорошему эта отставка не привела, хотя возвращение Эллейера сначала очень обрадовало топ-менеджеров компании, многие из которых были его протеже. Как только Эллейер вновь занял руководящее кресло, компания оказалась обречена на повторение уже пройденного пути. Эллейер принял решение переориентировать компанию на сегмент многофункциональной цифровой техники – наладить выпуск аппарата, совмещающего в себе копировальное устройство, сканер, факс и принтер. Сначала Xerox была на этом сегменте одна, но, как уже не раз бывало, вскоре японцы представили свою модель. А объемы продаж струйных аппаратов – именно эту продукцию Xerox рьяно игнорировала – тем временем выросли сразу в несколько раз. Одним словом, все, что ни делала Xerox с этого времени, оказалось неэффективным. И если в 1960 году компания была символом технологических инноваций, какими потом стали Apple Computer и Microsoft, то в конце 90-х Xerox прослыла вечным неудачником.

Ярлык копировальщика А где же все это время был совет директоров и почему его члены не остановили нескончаемые дрязги между Эллейером, Томаном и другими менеджерами? «Замена Эллейера Томаном была ошибкой именно совета директоров», – считает Николас Дж. Николас, один из бывших членов совета директоров компании Xerox. Но даже когда Томан уже был назначен СЕО, совет директоров продолжал молчаливо поддерживать его оппонента Эллейера. Фактически управлял компанией именно Эллейер. Кроме того, в креслах совета сидело слишком много инсайдеров: семь директоров из семнадцати, включая самого Эллейера, были людьми из Xerox. Они рулили в ту сторону, куда им указывал Пол Эллейер. Для сравнения: В IBM и Eastman Kodak только 15% членов совета директоров являются сотрудниками самих компаний. В настоящее время акции компании Xerox лишь на пару долларов дороже, чем в 1961 году. За время кризиса держатели акций Xerox потеряли $38 млрд. Сейчас Xerox занимается реструктуризацией собственных ресурсов: продает некоторые активы и сокращает финансирование своих программ. К примеру, в декабре Xerox продала свою китайскую «дочку» Fuji Xerox. А в настоящее время идут разговоры о продаже знаменитого исследовательского центра PARC.

Еще по теме