«Корейцы» под прикрытием: популярные авто вернутся под китайскими именами
Компания Hyundai Motor продает свой завод в Санкт-Петербурге российской компании «Арт-Финанс» всего за 7000 рублей. Сделка должна быть завершена 28 декабря этого года. Корейский автоконцерн оценивает убытки от этой сделки в 287 млрд вон, или почти $220 млн. «Арт-Финанс» принадлежит директору дилерской группы «Авилон» Алексею Павловичу, которая в мае этого года приобрела за 125 млн евро все активы «Фольксваген Груп Рус». Продажа завода российской компании позволит возобновить производство автомобилей корейских марок Kia и Hyundai на заводе в Санкт-Петербурге. О таких планах сообщил ранее Телеграм-канал «Русский автомобиль». Но продавать эти автомобили в России будут под другой маркой. Скорее всего это будет китайский бренд GAC (Guangzhou Automobile Group), так что это не возвращение корейских марок на рынок РФ.
Возвращение бестселлеров
Автомобили Kia и Hyundai в России еще недавно были бестселлерами среди иномарок: с 2015 по 2022 год эти корейские производители, входящие в одну группу, занимали вторую и третью строчки в рейтингах продаж новых машин после Lada.
Этому способствовало наличие собственного производства. Завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) в Сестрорецке (с 1994 года этот город входит в состав Санкт-Петербурга) был открыт осенью 2010-го и с 2011-го производил наиболее популярные модели Kia Rio, Hyundai Solaris и Hyundai Creta. Общие инвестиции Hyundai в постройку завода и организацию производства превысили миллиард долларов. Hyundai также приобрел бывший автозавод General Motors в Шушарах. А корейский поставщик комплектующих Sungwoo Hitech, который работал в России с 2010 года, купил завод Ford в Шушарах. Хотя эта сделка была закрыта 7 февраля 2022-го, так что развернуть производство вряд ли удалось.
В марте 2022 года производство в Сестрорецке было остановлено, но персонал не увольняли, и даже комплектующие на завод продолжали поставлять: контракты с поставщиками заключают на длительные сроки.
Несмотря на присоединение Республики Корея к антироссийским санкциям, Hyundai и Kia не объявляли об уходе из РФ. Их сайты в Рунете работают — правда, новостей позднее февраля 2022 года там нет. Но есть возможность заказать новые автомобили этих марок и приведены списки дилеров. Конечно, объемы продаж значительно снизились, но все же Kia по реализации новых легковых автомобилей за 11 месяцев 2023 года заняла восьмое место после Lada и шести китайских марок. А их официальные дилеры обеспечены работой по обслуживанию и ремонту проданных ранее машин.
От продаж к производству
Возобновить производство в Сестрорецке собирается компания «АГР» (AGR Automotive Group) — под таким названием ныне фигурирует бывшая дочерняя фирма Volkswagen, «Фольксваген Груп Рус», после покупки ее за 125 млн евро в мае 2023 года одним из крупнейших дилерских холдингов «Авилон». Холдинг приобрел все активы бренда в России, кроме «Фольксваген Банк РУС», который остался собственностью подразделению финансовых услуг германского концерна.
У «Авилона» 30 лет опыта продажи машин и обширный портфель брендов: компания была официальным дилером Rolls-Royce, продает Aurus, предлагает новейшие китайские электромобили Zeekr и Lotus (некогда британский бренд принадлежит сейчас китайской Geely), премиальные Hongqi и Voyah и множество других брендов КНР, в том числе и GAC.
GAC уже производят в РФ — именно эта компания стала партнером «Москвича» и поставляет ему комплектующие. В Сестрорецке же получится обратный вариант: бренд GAC теперь будет применяться на других автомобилях. Дело в том, что головная компания Hyundai Motor не продлила ХММР лицензию на использование своих марок, так что сделанные в России автомобили не могут называться Hyundai и Kia.
Что имеют, то хранили
Соглашение по приобретению завода ХММР дает возможность АГР начать производство относительно массовых моделей. Условия контракта неизвестны, но, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, сделка предусматривает опцион обратного выкупа в течение двух лет.
Ссвое возрождение завод начнет с выпуска привычной продукции. Это производство полного цикла, то есть штамповка, сварка и окраска кузовов, а затем сборка и оснастка автомобилей. Все это было заточено под Kia и Hyundai. При этом на заводе сохранили значительное количество готовых деталей для этих моделей. За полтора года планируется произвести около 70 тысяч машин. С комплектующими может помочь дочернее предприятие Hyundai в Казахстане, хотя когда-то запчасти везли в обратном направлении, из России.
По мнению владельца канала «Русский автомобиль» автомобильного журналиста Сергея Цыганова, в Сестрорецке возможна сборка и собственно GAC, но это — в будущем.
Кто еще?
Могут ли таким же методом вернуться в РФ другие ушедшие марки? Вряд ли. Ситуация на ХММР уникальна. Завод все это время поддерживали в работоспособном состоянии, сохранили значительную часть персонала, и у АГР есть возможность использовать «неподсанкционный» бренд.
Разумеется, и другие автопроизводители и поставщики комплектующих заинтересованы в возобновлении работы в России, но большинство из них не могут преодолеть санкционные запреты без рисков.
Возможен и другой вариант возвращения: сборка из китайских комплектующих моделей, созданных на основе европейских или японских брендов. Но они, конечно, тоже должны будут продаваться в РФ под китайскими названиями — например, Jetta. Этот бренд не просто повторяет название одного из выпускаемых Volkswagen авто — его продукция очень напоминает некоторые модели немецкого концерна. Сейчас их часто ввозят по параллельному импорту, и даже в этих обстоятельствах их продажи выше, чем у некоторых китайских марок, представленных в России официально. Но возможность такой схемы зависит от того, может ли иностранный партнер китайского совместного предприятия влиять на решения по поставке комплектующих для сборки, — как правило, такие СП созданы для продажи исключительно на рынке КНР.