Коробка передач
Телевизоры с функцией Smart TV постепенно вытесняют традиционные. В этой нише рынка нет ажиотажа, как в случае с мобильными технологиями. Так, мировые продажи телевизоров со Smart TV, по прогнозам IHS Consulting, к 2017 г. превысят 257 млн устройств.
В России, согласно данным J’son & Partners Consulting, наличный парк Smart TV к этому времени достигнет 29,8 млн устройств. «Ко» выяснил, как заработать на приложениях для Smart TV и чье уникальное изобретение составит конкуренцию «умным» телевизорам.
По стопам Артура Кларка
Когда Абылай Оспан позвонил из Питтсбурга и сказал, что держит в руках золотую медаль, полученную на международной выставке Inpex за изобретение Joker TV, в его московской компании NetUP никто не удивился. Сотрудники знают, что в мире нет аналога этому устройству. Их руководитель придумал, как в одном гаджете размером с сотовый телефон соединить мировые стандарты цифрового телевидения. Достаточно подключить Joker TV по USB к компьютеру или смартфону – и можно бесплатно смотреть каналы в любой точке мира. Как российский изобретатель собирается заработать на этом?
Если бы писатель-фантаст Артур Кларк все-таки запатентовал свою идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах, его лаборатория определенно находилась бы в московском офисе NetUP – компании, которую основали выпускники химического факультета МГУ Абылай Оспан и Евгений Макеев. Она выпускает программное и аппаратное обеспечение в области систем биллинга и цифрового телевидения. У NetUP репутация новатора: ее продуктами в сфере IPTV (телевидение по интернет-протоколу) и OTT (доставка видеосигнала от провайдера на устройство пользователя по сетям передачи данных, часто без прямого контакта с оператором связи) пользуются несколько тысяч операторов по всему миру. За прошлый год оборот компании достиг 100 млн руб. Невероятный показатель для ученых-изобретателей, которые до сих пор относятся к своему бизнесу, как к хобби!
Абылай Оспан родился в Караганде, а вырос в Аркалыке. Этот городок в советское время называли космической гаванью, там до сих пор приземляются российские экспедиции. «Космос, орбиты, спутниковое телевидение – интерес к технологиям в этих сферах у меня с детства», – признается он. Только благодаря таланту – в старших классах гимназии Абылай побеждал в национальных и международных олимпиадах по химии – его последующая жизнь сложилась успешно. В 1997 г. Оспана пригласили без экзаменов сразу в два престижных вуза – МГУ и КазГУ (сейчас – Казахский национальный университет им. аль-Фараби). «В МГУ зародилось олимпиадное движение по химии», – объясняет изобретатель свой выбор. В конце 1990-х, когда Интернет еще не получил массового распространения, вместе со своим соседом по комнате Евгением Макеевым Оспан развернул первую в общежитиях МГУ локальную сеть и написал биллинговую систему для учета трафика – знаменитую UTM.
В 2001 г., когда студенты химфака увидели спрос на программное обеспечение, появилась компания NetUP. «Для оператора связи биллинг – это как «1С» для бухгалтера», – поясняет Оспан. Сначала Абылай с Евгением работали вдвоем. Постепенно стали подтягивать специалистов, в итоге увеличив штат до 30 человек. Все сотрудники – либо выпускники МГУ, либо олимпиадники. «Выбор был прост: раздуть компанию до армии слабо мотивированных и плохо обученных солдат или создать команду спецназа, которая быстро и качественно решает задачу любого уровня сложности», – говорит Оспан. Но у сильной команды есть оборотная сторона – специалистов NetUP нередко переманивают в Силиконовую долину и в крупные отечественный корпорации. «Обидно, – признается Оспан, – но мы стараемся удерживать ребят».
Компания до сих пор развивает биллинговое направление – за годы работы было выпущено пять версий UTM. «Когда операторы связи пришли к мысли, что можно по той же «оптике» гонять не только Интернет, но и IPTV и OTT, они запросили обсчет этих услуг и оборудование», – говорит Абылай. Новый вызов побудил NetUP разработать оборудование и программное обеспечение. В 2007 г. вышел первый хит – IPTV Combine, предназначенный для гостиничной, морской и офисной инфраструктуры. «Если кратко, это все для IPTV в одном маленьком устройстве», – объясняет Оспан. С его помощью можно пользоваться Интернетом, смотреть цифровое телевидение и слушать спутниковое радио в любой точке мира. «Один из наших клиентов, голландская компания Wartsila, использует IPTV Combine на морских судах, буровых вышках и паромах, где невозможно разместить большое количество серверов», – добавляет он.
Эти проекты в области цифрового телевидения натолкнули Оспана на мысль о создании подобного устройства для путешественников. На разработку прототипа Joker TV (название придумано по аналогии с карточным джокером, который может выступать в роли любой карты) ушло $50 000. Это устройство превращает любой смартфон или планшет в полноценный телевизор. Оно поддерживает десять стандартов цифрового телевидения и позволяет из любой точки мира смотреть каналы, доступные в эфире данного региона. «Для этого не нужен телевизор и IPTV», – описывает Абылай преимущество своего изобретения. После победы на международной выставке INPEX Joker TV заинтересовался американский ритейлер Brookstone, владеющий сетью магазинов гаджетов в аэропортах. «Если все удачно сложится, то объемы продаж, учитывая пассажиропоток, будут гигантскими», – предвосхищает совладелец NetUP.
Пока же ему предстоит собрать первые отзывы о продукте. Сейчас пробная партия в количестве 100 штук пакуется на заводе в Шеньчжене. Средства на ее выпуск Абылай Оспан собрал с 70 предзаказов – в рознице ориентировочная стоимость Joker TV составит $70. Для поиска инвестиций на дальнейшее продвижение изобретатель вышел на краудфандинговую платформу IndieGoGo. «Это пристрелочная кампания», – подчеркивает он. (На момент публикации из заявленных $50 000 ему удалось собрать свыше $700.) После нее Joker TV появится на Kickstarter. Но планы NetUP по экспансии простираются далеко за пределы Штатов. «США и Латинская Америка – одни из самых больших рынков. Если твой продукт успешен на американском рынке, он будет успешен во всем мире, – считает Абылай Оспан. – Во главе угла здесь стоит клиент. Если его что-то не устраивает, он возвращает товар без лишних разговоров. Поэтому продукт должен быть идеальным».
Сфера применения нового устройства, как выяснилось позже, гораздо шире. Joker сложно отнести к определенному виду гаджетов – сегодня он передает сигнал со спутника или из эфира, а если его доработать, может служить домашним хранилищем фотографий, карманным сервером и даже персональным «облаком». «Основной Joker будет подзаряжаться как обычный телефон, – описывает свои планы по усовершенствованию экосистемы устройства Абылай Оспан. – На магнитах по USB 3.0 к нему можно будет подключать любое количество приборов – смартфоны, жесткий диск, Joker TV, все гаджеты «умного» дома, если нужно. «Такое устройство наверняка будет интересно людям», – считает он. В прошлый раз Оспан то же самое говорил про IPTV Combine и не ошибся.
Естественный подбор
Для большинства телезрителей поиск нужной передачи превращается в мучительный процесс – чтобы, например, переключить по порядку 200 каналов, нужно потратить минимум 10 минут. Сэкономить время пользователей взялись томские программисты Роман Малахов и Михаил Бакланов. Их стартап Zoom TV – приложение для телевизоров, поддерживающих функцию Smart TV, – основано на самообучающемся алгоритме. Подстраиваясь под вкусы пользователя и анализируя время просмотра, приложение подбирает приоритетный контент. «Если пользователь не любит спорт, – объясняет Роман Малахов, – он может его отключить. Больше эта категория не появится в его списке – вне зависимости от того, на каком канале она идет».
Сегодня Zoom TV доступно в магазине Smart TV на телевизорах Samsung и LG (в ближайшее время приложение появится на Android TV и Apple TV). Чтобы начать им пользоваться, не нужно ставить на крышу спутниковую антенну – достаточно включить на телевизоре Wi-Fi, скачать приложение, выбрать в меню понравившиеся категории и начать просмотр. «Постепенно алгоритм накапливает информацию – в какое время и что именно телезритель смотрит», – говорит Малахов. После окончания передачи Zoom TV автоматически включает другую – с наивысшим рейтингом. «В среднем на переключение каналов тратится 10–20% времени просмотра. С нашим приложением нужно сделать максимум три клика», – добавляет он. Zoom TV стало популярным сразу после рождения – в первую неделю количество загрузок насчитывало 5000–6000. Сегодня эту навигационную систему по телеканалам установили свыше 600 000 человек по всей России.
В 1998 г. родное село Зырянское стало для Романа Малахова трамплином в Томск. Увлеченный с 12 лет программированием молодой человек поступил в Томский госуниверситет. ТГУ – почти как Стэнфорд. По крайней мере, на факультете информатики, рассказывает Роман, учили передовым технологиям. На третьем курсе он устроился веб-разработчиком в местную компанию «Интис», а после окончания вуза в 2003 г. открыл с друзьями небольшую студию веб-дизайна «Клевер». Спустя три года Малахов решил уйти в наемные сотрудники. «Мне было недостаточно формальной роли технического директора, хотелось получить реальный опыт управления командой», – говорит он. На должности начальника отдела веб-разработки компании Bitworks Роман проработал полтора года.
С полученными навыками он решил переехать в Москву. Прежде чем запустить в 2009 г. собственный бизнес, Малахов несколько лет занимался разработкой сайтов в столичном рекламном агентстве «Нектарин». Компанию Zoom он открыл вместе с бывшим коллегой. Тот отвечал за разработку проектов для платного телевидения, находясь в Томске, а Роман искал клиентов в Москве. Через год, когда разногласия с партнером достигли критической точки, Малахов вернулся домой. «Думал, что на пару-тройку недель, а остался на несколько лет», – смеется он. Идея запуска приложения Zoom TV стала логичным продолжением разработок IT-решений в сфере платного TV для брендов «Билайн», «ЭР-телеком», МТС, «Киевстар», iRevo и Vidimax. На создание прототипа компания потратила около 500 000 руб. и три месяца. В 2013 г. с полусырым софтом Роман Малахов поехал на Startup Village в «Сколково», где познакомился с предпринимателем из Новокузнецка Борисом Калашниковым. После возвращения домой интерес к проекту у него не угас. Через несколько месяцев вместе со своими партнерами по строительному бизнесу Роман сделал первые вложения. За 2,5 года проект Zoom TV получил 8 млн руб. частных инвестиций.
После первого транша в компании за три месяца довели приложение до ума и выложили в магазин на Smart TV. «Мы ждали, что до конца года его скачают не менее 100 пользователей, – вспоминает Роман. – Через неделю обнаружили, что Zoom TV работает медленно и серверы перегружены. Оказалось, в день его устанавливают около 5000–6000 раз. Пришлось срочно оптимизировать систему». Сегодня в бесплатной версии приложения можно смотреть до 10 федеральных каналов. В платную подписку – 150–500 руб. в месяц – входят дополнительные пакеты. За три года существования Zoom TV установили свыше 600 000 человек. Активно приложением пользуются около 80 000 семей по всей России. Платную подписку обновляют на регулярной основе порядка 2000 человек. «Этого числа подписчиков хватило, чтобы в 2015-м выйти на самоокупаемость», – рассказывает Роман Малахов. Но для дальнейшего развития проекту необходимо продать около 40 000 платных подписок.
До конца года в компании намерены сконцентрироваться на продвижении продукта. На раскрутку Zoom TV требуется в 10 раз больше средств, чем было вложено в разработку. Присутствия в магазине на Smart TV, благодаря которому приложение ежедневно скачивают несколько сотен человек, недостаточно, чтобы вывести компанию в плюс. «Мы планируем проанализировать около 100 каналов продвижения. Например, сейчас ведем переговоры с ритейлером о предоставлении при покупке телевизора бесплатного сертификата, с помощью которого можно установить наше приложение», – поясняет Роман Малахов.
Zoom TV, считает он, – не тот бизнес, который гарантирует быстрый возврат вложений. Инвесторы знали, на что шли: купить на старте доли по приятной цене, а через три года продать их дороже – таким был первоначальный план. Со временем инвестиционная стратегия изменилась: для следующего раунда лучше привлечь венчурный фонд, решили в компании, а когда придет время – продать приложение более крупному стратегическому партнеру. «Вроде МТС или «Билайна», – добавляет Роман Малахов.
Сегодня среднегодовой оборот компании достигает 3 млн руб. До конца года Роман Малахов надеется довести его до 6 млн руб. «Услугами платного телевидения в России пользуются 33 млн абонентов. Его объем, по нашим подсчетам, – 70 млрд руб. в год, – приводит данные Роман. – В среднем рынок Smart TV растет на 20% в год. За последние пять лет он удвоился. Только в 2011 г. в России было продано около 500 000 телевизоров с функцией Smart TV». С ростом популярности «умных» технологий в этой нише обострилась конкуренция – сегодня в магазине на Smart TV доступно свыше 2000 приложений. «Ivi, Nemo TV, Megogo, Tvigle – наши прямые конкуренты, но не самые серьезные», – считает Малахов. Большую опасность предоставляют классические операторы платного ТV. «Почему мы считаем, что способны закрепиться на этом рынке? – риторически спрашивает он. – Zoom TV – как поиск в Google. Операторы предлагают 100–200 и даже 300 каналов, на каждом десятки различных передач, и их количество будет только расти. Но никто не задумывается, что у каждой семьи свои предпочтения. Zoom TV умеет мгновенно находить то, что должно понравиться именно вам».
Приложения для Smart TV, считает руководитель отдела внешних коммуникаций SPB TV Денис Перепелицын, как и мобильные приложения, вызовут на рынке всплеск интереса. «Но цифры роста будут скромнее, поскольку эти устройства не портативные», – говорит он. С каждым годом в этом сегменте растет конкуренция. «Разделение рынка будет зависеть от того, как его участники договорятся между собой и с вендорами вроде Samsung или LeEco, которые вот-вот придут в Россию», – добавляет эксперт. На рост Smart TV на рынке, по мнению генерального директора онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктора Чеканова, могут повлиять несколько негативных факторов. «Пиратство, с которым довольно трудно бороться, несмотря на ужесточение антипиратского законодательства, – перечисляет он. – Довольно большие временные разрывы между прокатом фильма в кинотеатре и получением диджитальных прав на него у видеосервисов. Люди не всегда будут ждать цифровую премьеру того или иного фильма, а предпочтут посмотреть его в кинотеатре. Нельзя не сказать об определенном психологическом пороге: пока еще не все пользователи приложений для Smart TV доверительно относятся к онлайн-оплате фильмов или подписок банковской картой».
Бум сегмента Smart TV, по его словам, происходит одновременно с ростом ниши мобильных приложений. «Более быстрое развитие рынка мобильных приложений связано с тем, что смартфонов выпускается в разы больше, чем телевизоров с приложением Smart TV, – говорит Чеканов. – Это связано с разным циклом жизни устройств: средний срок службы смартфонов – примерно год-два, а Smart TV – пять-семь лет». Дальнейший рост рынка Smart TV, по его мнению, зависит от распространения широкополосного доступа в Интернет по стране, снижения стоимости «умных» телевизоров и популяризации Smart TV (например, возможности протестировать функции Smart TV на этапе выбора техники).