Короче и звучнее
На страховом рынке обнаружилась любопытная тенденция – бывшие кэптивные компании отказываются от названий, полученных в наследство от материнских финансово-промышленных групп. На прошлой неделе о перемене названия объявила компания «Интеррос-Согласие». Теперь она будет называться просто «Согласие» – так же, как и страховая группа, в которую она входит. По словам генерального директора компании «Согласие» Игоря Жука, отказ от слова «Интеррос» в названии компании – стратегическое решение. Страховщики решили обособиться от материнского холдинга, чтобы иметь свободу маневра. «Сейчас на страховом рынке идет борьба за корпоративных клиентов, – говорит Игорь Жук. – А многие предприятия – например, средние нефтяные компании – не очень позитивно реагируют на слово «Интеррос».
«Согласие» – не первая кэптивная компания, отказывающаяся от названия холдинга, которому принадлежит, ради получения конкурентных преимуществ на открытом рынке. В августе 2000 года компания «ЮКОС-Гарант», обслуживавшая в основном риски группы «ЮКОС-Роспром», была переименована в «Прогресс-Гарант». Руководитель «Прогресс-Гаранта» Марат Айнетдинов тогда тоже говорил, что компания стремится выйти на открытый рынок и привлечь клиентов, не связанных с группой.
По словам Игоря Жука, страховая компания с названием «Интеррос-Согласие» воспринимается клиентами скорее как некий агент группы «Интеррос», нежели обычный страховщик. А это мешает компании конкурировать с другими игроками на открытом рынке. При этом, как утверждает Игорь Жук, в области страхового бизнеса компания «Согласие» полностью независима от группы. Отношения между страховщиком и его акционерами сводятся к тому, что компании группы просто страхуют риски в своей «дочке».
Еще одна причина переименования компании кроется в том, что «Согласие» стремится на рынок клиентов – физических лиц. Для этого сегмента основным привлекающим фактором является узнаваемый брэнд. А сделать марку «Согласие» узнаваемой гораздо проще, чем «раскрутить» старое, громоздкое название.
Впрочем, по мнению конкурентов, новое имя компании таит в себе и опасность – слишком расхожее название может спровоцировать появление двойников. «Название такого рода очень трудно защитить, – говорит вице-президент компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. – Мы сами сталкивались с подобной проблемой: наша компания сначала называлась просто «Гарантия», и тогда появилось множество компаний-однодневок, которые спекулировали на этом». Кроме того, как заметил представитель другой крупной страховой компании, «упоминание крупных ФПГ давало и положительный эффект – когда сторонние потребители слышат названия «Интеррос», «Альфа», ЮКОС, они относятся к компании с большим почтением, поскольку понимают, что за страховщиком стоит серьезная и стабильная бизнес-группа».
Игорь Жук заявил, что смена названия страховой компании никак не связана с изменениями в составе ее учредителей. Ими были и остаются «Интеррос-Финком» и негосударственный пенсионный фонд «Интеррос-Достоинство». «Согласие» не повторит судьбу СИДАНКО или «Северной верфи», которые ушли из холдинга», – подчеркивает Жук. Вообще, по его словам, акционеры намерены воспользоваться сменой названия компании, чтобы в корне изменить стратегию управления «Согласия» и предоставить страховщику больше свободы. «Мы хотим понять, способна ли компания действовать на рынке самостоятельно, без поддержки холдинга. Этот план рассчитан на два-три года», – говорит Игорь Жук.