Король рекламы
Формула «где родился, там и пригодился» работает не всегда. Англичанин Дэвид Огилви, не сумевший у себя на родине даже закончить колледж, в США стал одним из самых уважаемых теоретиков рекламы и ее суперуспешным практиком, владельцем феноменально прибыльного рекламного агентства. Он изменил сами основы рекламной индустрии. Среди прочего, достичь успеха ему помог и отстраненный взгляд интуриста, которым он смотрел на американскую культуру.
Огилви вернулся в Англию и стал на некоторое время коммивояжером, продавая новые для того времени кухонные плиты фирмы Aga. Это у молодого человека получалось так хорошо, что компания попросила его написать инструкцию для других продавцов. Так в 1935 году Огилви создал свой первый маркетинговый текст – «Теория и практика продажи плит Aga», который спустя сорок лет журнал Fortune назвал «лучшим из когда-либо написанных руководств по продажам». Кроме фактов о самом товаре, текст Огилви содержал еще и подробные рекомендации по ведению переговоров с разными группами покупателей. Именно это руководство впечатлило брата Дэвида – Фрэнсиса Огилви, бывшего управляющим в лондонском рекламном агентстве Mather & Crowther, и следующие три года Дэвид проработал под началом родственника.
В Новый Свет
В рекламу – через разведку и натуральное хозяйство
Вторая мировая война прервала исследовательскую деятельность Огилви. Он начал работать на британскую разведку в Вашингтоне, а после войны вместе с женой обосновался в пенсильванском краю амишей. Амиши, приехавшие в Америку в начале XVIII века из Германии и Швейцарии, – это протестантская христианская деноминация, очень консервативная группа меннонитов. Они отказываются от благ цивилизации, не признают достижений технического прогресса, не пользуются автомобилями, телевидением и радио, сохраняют быт и облик почти в неизменном с XVII столетия виде и ведут основанный на натуральном хозяйстве образ жизни. Примерить на себя жизнь на земле и от земли захотел и Огилви, несколько лет пытавшийся выращивать табак на продажу. Но фермер из Дэвида не получился.
В 1948 году он вернулся в Нью-Йорк с намерением работать в рекламе. Однако вместо того, чтобы в 38 лет обивать пороги чужих агентств, Огилви решил открыть свое собственное. Это было смелое решение: у Дэвида не имелось ни клиентской базы, ни опыта работы в рекламном бизнесе США. С другой стороны, он располагал $6000 (немного, но все же), знаниями, полученными во время работы у Гэллапа, и уверенностью в себе. При поддержке старшего брата Дэвид Огилви убедил бывших английских работодателей и еще одно британское рекламное агентство не только инвестировать значительные суммы в новое предприятие, но и дать ему свое имя. Они согласились при условии, что Огилви найдет американского управляющего. Так в том же 1948 году в США появилось агентство Hewitt, Ogilvy, Benson & Mather, ставшее впоследствии Ogilvy & Mather Worldwide.
Незатратный креатив
С первых же дней Дэвид поставил задачу – заполучить в клиенты «голубые фишки» американского бизнеса: General Foods, Bristol-Myers, Campbell Soup, Lever Bros. и Shell. И многие из них впоследствии подписали контракты с агентством. Но поначалу дела шли не слишком хорошо. Через несколько месяцев было потрачено около двух третей стартового капитала, и пришлось брать в банке очередную ссуду. Перебивались мелкими заказами от английских партнеров.
В то время Огилви привлекал клиентов с небольшими рекламными бюджетами, то есть тех, кому требовался малозатратный креатив. Первая рекламная работа, прославившая Огилви, была сделана для небольшой американской фирмы Hathaway, выпускавшей мужские рубашки. Этот клиент мог потратить на рекламу не более $30 000 в год, в десятки раз меньшую сумму по сравнению с основным конкурентом, заказавшим рекламу в другом агентстве. Дэвид решил, во-первых, использовать для рекламы Hathaway фотографию – вместо принятой в 1940-х графики. Во-вторых, он нашел необычную модель – бывшего белогвардейского офицера: с выправкой, благородством общего облика, со, что называется, европейской внешностью. Огилви добавил к его облику черную повязку на глаз и снял в серии сюжетов: покупающим картину Ренуара, едущим на тракторе и т.д. Эта рекламная кампания привлекла большое внимание и подтвердила на практике теорию формирования имиджа бренда. Еще одной удачей стала реклама Schweppes, лицом которой был выбран благообразный седобородый менеджер американского представительства этой компании, названный в рекламе «коммандером Уайтхедом».
Новый имидж Огилви придумал в те годы и для целой страны – Пуэрто-Рико. Она считалась тогда местом неблагополучным и малоподходящим для туризма, а благодаря рекламной кампании, заказанной властями государства, начала восприниматься потенциальными туристами как тропический рай, переживающий второе рождение. Эталоном стал созданный Огилви в 1959-м слоган для нового Rolls-Royce: «На 60 милях в час самый громкий звук в этом новом Rolls-Royce издают электрические часы». Кстати, спустя годы Огилви разорвал контракт с Rolls-Royce – якобы из-за того, что разочаровался в продукции этого автопроизводителя.
Гений с трубкой
Дэвиду Огилви и в самом деле было что сказать миру о рекламе. Это прежде всего то, что он понял, работая на Джорджа Гэллапа. Новаторский подход Огилви, которым впоследствии воспользовались другие деятели отрасли, состоял в том, что он привнес бесстрастность науки в бизнес, прежде считавшийся пространством эмоций, а не фактов. Он доказал, что рекламная кампания, каким бы чутьем и остроумием ни обладали ее создатели, будет успешнее, если в ее основе лежат доскональное исследование вопроса и щепетильность выбора места проведения. Огилви одним из первых в рекламе начал использовать результаты опросов для конкретных проектов.
В конце 1950-х, проведя исследование для косметического бренда Helena Rubenstein, Огилви выяснил, что покупательницы больше всего ценят в косметических средствах способность «проникать глубоко в поры». В результате агентство подсказало марке, что новый продукт стоит назвать Deep Cleanser, то есть глубоким очищающим средством. Кроме того, именно основываясь на научных исследованиях, Огилви разработал подробные рекомендации для создания удачного рекламного текста – вплоть до количества слов и использования заглавных букв. Одно из принципиальных требований Огилви к рекламе: она не должна исходить из того, что потребитель – тупица, а потому обязана быть ненавязчивой. «Потребитель не идиот: это твоя жена», – одно из самых знаменитых высказываний Огилви.
В то же время многие идеи Дэвида сейчас покажутся старомодными. Он был против привлечения знаменитостей, потому что считал, что их-то запомнят, а вот рекламируемый ими продукт забудут. Еще ему казалось, что юмор и пение в рекламе неуместны, так как «цель рекламы не развлекать, а продавать».
Сага о 15%
Однако Огилви, бесспорно, изменил многое не только в том, что касалось творчества, он трансформировал и бизнес-процессы в рекламе. В 1960-е авторитет его агентства в США был непререкаем, и, отчасти пользуясь этим, Огилви решил посягнуть на правило 15% комиссии – именно столько от стоимости рекламной кампании традиционно получали агентства, вне зависимости от объема работ, их качества или эффективности. Огилви предложил перейти на фиксированную ставку вознаграждения. Это совпало с интересами крупных фирм, понимавших, что прямая зависимость стоимости контракта от суммы вознаграждения подталкивает рекламщиков к тому, чтобы рекомендовать клиентам более дорогостоящие кампании. В Shell Oil, например, сравнивали это с тем, как если бы доктору платили комиссионные от стоимости выписанных им пациенту лекарств. В 1975 году Дэвид отошел от дел и провел остаток лет во Франции. В 1988-м, за 11 лет до смерти, он продал свое агентство за $864 млн.
Рекламные тайны
Их Дэвид Огилви раскрывал в своих книгах. В частности, в «Тайнах рекламного двора» он проводит читателя по задворкам своей империи и рассказывает, как правильно организовать бизнес. Среди прочего, он, к примеру, утверждает, что ни в коем случае нельзя давать заказчику возможность высказывать свои идеи: «Не конкурируйте с вашим рекламным агентством в творчестве. Зачем держать собаку и самому лаять?» Кроме того, Огилви предостерегает глав рекламных агентств от переизбытка руководящих работников. Ведь целью деятельности агентства является все-таки создание рекламных кампаний, а не контроль копирайтеров.
Настоящим бестселлером стала книга «Откровения рекламного агента», которую Огилви написал еще в 1963 г. В тот же год она была переведена на 12 языков и разошлась почти миллионным тиражом. В ней он, в частности, выделяет три фактора, действительно важные в деятельности рекламного агента: учет результатов исследований, работоспособность и грамотный подбор кадров, что он считал особенно значимым. Говорят даже, что очередному новому управляющему Огилви дарил сувенир с надписью: «Если каждый из нас набирает людей, меньших, чем мы, то наша компания станет компанией карликов. Но если каждый из нас нанимает людей больших, чем мы, мы будем компанией гигантов».