Top.Mail.Ru
архив

Король желтизны

01.09.201400:00

Уильям Рендольф Херст не был нефтяником или банкиром, но значился в списке самых богатых людей США. Первый в истории медиамагнат считается отцом желтой прессы. Со своими дешевыми изданиями определенного толка и уверенностью в том, что единственным критерием успешности газеты является ее тираж, он не только сколотил состояние, но и победил собственного учителя Джозефа Пулитцера.

Будущий "король сплетен и сенсаций" родился в хорошей семье. Его отец Джордж Херст был одним из самых богатых предпринимателей Сан-Франциско: ему принадлежали крупнейшие предприятия по добыче золота и серебра, несколько угольных шахт и обширные земельные угодья. В 1887 г. сторонник Демократической партии Джордж Херст стал сенатором от штата Калифорния. Именно отец по преимуществу и занимался воспитанием родившегося в 1863 г. сына Уильяма. У его матери Фиби Апперсон Херст имелись другие интересы, весьма обширные и противоречивые: она принимала участие в движении феминисток, одновременно интересуясь новинками мира моды, хиромантией и мистическими ритуалами.

После обучения в школе-интернате в 1882 г. Уильям продолжил образование в Гарварде, где стал членом престижного братства Delta Kappa Epsilon и студенческого клуба A.D. Club, ведя при этом весьма свободный образ жизни. Тогда же он впервые проявил себя на ниве журналистики: юноша сочинял весьма едкие заметки для студенческой газеты Harvard Lampoon. Закончить обучение в престижном университете Уильяму не удалось, потому что спустя три года его оттуда исключили. По одной из версий, за слишком оскорбительную статью о преподавателях, по другой - из-за совокупности фактов неподобающего поведения.

Еще будучи студентом, Херст стал большим поклонником издания The New York World, которым руководил Джозеф Пулитцер. Так что после исключения он попросился туда на работу и занял должность репортера. Практика у гуру журналистики продолжалась два года, пока молодой человек не получил в распоряжение собственное издание. В 1887 г. Джордж Херст поручил сыну сделать прибыльной газету калифорнийских демократов The San Francisco Examiner, которую за несколько лет до того выкупил за бесценок.

 

Ради красного словца

Заняв места директора и главного редактора издания, Уильям с жаром принялся за дело. Он сразу же заявил сотрудникам, что сенсацию можно сделать из любой чепухи, главное - подача материала и соответствие запросам читателя. Обладая значительными финансовыми ресурсами, Херст быстро сумел привлечь лучших журналистов Западного побережья США: среди авторов The San Francisco Examiner значились Марк Твен и Джек Лондон. Стремясь завоевать популярность у низкооплачиваемых слоев населения, Херст развернул на страницах газеты массированную кампанию по разоблачению коррупции среди финансистов и городских властей, иногда задевая при этом и интересы предприятий, контролировавшихся его собственной семьей. В частности, в 1888 г. The San Francisco Examiner обвинила железнодорожную компанию South Pacific Railroad в подкупе чиновников, позволивших ей повысить тарифы и тем самым увеличить прибыль. Джордж Херст не обрадовался подобному повороту дел и прекратил финансирование газеты, но к тому времени ее тираж уже удвоился, и она стала самым популярным ежедневным изданием Сан-Франциско.

В 1895 г. Уильям Херст за $100 000 купил издание The New York Morning Journal с тиражом в 30 000 экземпляров и с того момента превратился в прямого конкурента Джозефа Пулитцера. Методы борьбы были весьма жесткими: в ход пошел демпинг - цену номера снизили до 1 цента плюс переманивание авторов обещаниями более высокой зарплаты. Одним из таких "перебежчиков" стал в 1896 г. работавший у Пулитцера автор первого комикса Ричард Аутколт. Его комиксы, выходившие в изданиях Херста, печатались полностью в желтом цвете, что и дало название всей подобной прессе.

Херст хотел видеть The New York Morning Journal, и без того считавшуюся "газетой для горничных", чтивом для всех, включая малограмотных иммигрантов, деревенских невежд, бродяг и подростков. Стиль написания статей и заметок максимально упростился, а основная ставка была сделана на броскость заголовков, сенсационность и развлекательность. В результате в кратчайший срок тираж издания достиг миллиона экземпляров.


Война слов

К концу 1880-х конкуренция между газетами Херста и Пулитцера достигла апогея. В борьбе за читателя журналисты соревновались во все более изощренном освещении пикантных подробностей жизни светских звезд, в описании разнообразных таинственных происшествий газеты печатали все более сенсационные заголовки, живописавшие истории ужасных трагедий и чудесных спасений.

Благодатной почвой для подобной деятельности стали события на Кубе, находившейся тогда под протекторатом Испании и при этом - в силу близости к США - служившей курортом для состоятельных американцев. Следует отметить, что на Кубе с 1895 г. нарастало и национально-освободительное движение. Жуткие истории об угнетении коренных кубинцев испанской администрацией и зверствах испанских солдат заняли ключевое место на полосах желтой прессы. И если Пулитцер, издания коего предназначались для среднего класса, был ограничен морально-этическими рамками, то в газетах Херста для низших слоев населения печаталось то, что сейчас назвали бы трешем.

В 1898 г. на страницах The New York Morning Journal было опубликовано выкраденное частное письмо испанского посла, где содержалась нелестная характеристика президента США Уильяма Маккинли. Впрочем, публикацией компромата Херст не ограничивался, он при помощи специально нанятых людей время от времени сам создавал информационные поводы. Достоверно известно о его участии в организации побега заключенных из одной кубинской тюрьмы. По некоторым сведениям, взрыв американского броненосца "Мэн" на рейде Гаваны 15 февраля 1898 г., ставший в конечном итоге формальным поводом к полномасштабной войне между США и Испанией, также не обошелся без участия ретивого газетчика. По итогам войны Куба, Пуэрто-Рико и Филиппины отошли к США, а тираж газеты Херста вырос до 5 млн экземпляров. До сих пор среди историков распространена точка зрения, что та война случилась не по геополитическим или экономическим причинам, а из-за массированного воздействия на общественное мнение со стороны печатных изданий.


Повелитель дум

В начале прошлого века медиаимперия Уильяма Херста стремительно росла. Он выкупил несколько газет и журналов, среди которых в 1905 г. оказался Cosmopolitan, а в 1912 г. - Harper's Bazaar. В 1911 г. Херст основал информагентство International News Service, вошедшее в тройку ведущих наряду с Associated Press и United Press. Одновременно он занялся политической деятельностью и с 1903 г. по 1907 г. был конгрессменом от штата Нью-Йорк. Попытки баллотироваться в мэры Нью-Йорка и даже борьба за кресло президента страны успехом не увенчались.

К 1922 г. корпорация Херста включала в себя двадцать ежедневных газет, одиннадцать воскресных изданий, две радиостанции, компанию по выпуску документальных фильмов и кинокомпанию. В 1920-е каждый четвертый американец читал газеты Херста. 14 марта 1923 г. нью-йоркской публике был представлен полуторачасовой фильм "Репортаж", сделанный Херстом совместно с оператором Робертом Эшли и журналистом Адамом Кларком. По сути, это был первый видеовыпуск новостей. Он состоял из черно-белых кадров, запечатлевших события в разных частях света, которые сопровождались комментариями экспертов и политиков. В дальнейшем было снято еще около десяти подобных лент, демонстрировавшихся в кинотеатрах бесплатно. Интересно, что в них впервые была применена бегущая строка.

В 1924 г. Херст реструктурировал разросшийся бизнес, разделив печатные издания, кинопроизводство и радиостанции между отдельными фирмами, объединенными в холдинг Hearst Consolidated Publishers Inc. Были выпущены акции предприятия, выгода покупки которых усиленно лоббировалась в собственных СМИ. Оголтелая реклама сделала свое дело. Обыватели охотно скупали ценные бумаги, и в итоге после "черного четверга" 1929 г. курс акций медиахолдинга не только не упал, а, наоборот, вырос.

Нечистоплотность Херста в финансовых вопросах вскрылась после того, как его издания начали активно критиковать политику президента Франклина Рузвельта. Здесь имелся личный интерес медиамагната, который, согласно утвержденному Рузвельтом закону, вынужден был принять обратно на работу несколько сотен своих сотрудников, уволенных за попытку создания профсоюза. В ответ власти устроили налоговые и аудиторские проверки на предприятиях Херста и незамедлительно обнародовали вскрывшиеся нарушения. Выяснилось, что акционирование Hearst Consolidated было обычной финансовой пирамидой, приносившей ее создателю баснословную прибыль. Результатом скандала стала потеря Херстом шестнадцати из имевшихся к тому времени тридцати газет, большинства журналов, радиостанций, кинокомпании и около $50 млн собственных денег.

Весной 1937 г. Hearst Consolidated Publishers Inc. была объявлена банкротом, а ее руководитель отправлен под домашний арест. Однако даже столь сокрушительный удар не сломил Херста. Он продолжал руководить остатками своей "империи" до самой смерти в 1951 г., вот только критики властей в его изданиях стало заметно меньше. В 1941 г. режиссер и актер Орсон Уэллс снял фильм "Гражданин Кейн", прототипом главного отрицательного персонажа в котором послужил Уильям Херст. Так называемый замок Херста - огромный особняк на месте семейного ранчо в Сан-Симеоне (Калифорния), построенный медиамагнатом во времена расцвета его "империи", - до сих пор является популярной туристической достопримечательностью.


Премиальное имя

Высшая журналистская премия в США названа в честь издателя и журналиста Джозефа Пулитцера. Он родился в Венгрии в 1847 г. в семье богатого еврея-хлеботорговца и немки. Образование Джозеф получил в частной школе в Будапеште. Поначалу юноша хотел посвятить себя службе в армии, но на родине этому помешало состояние здоровья. Критерии отбора в армию США оказались менее жесткими, и Пулитцер успешно туда завербовался. Впрочем, по дороге в Новый Свет он передумал и по прибытии в порт назначения дезертировал, попросту спрыгнув с палубы.

Осев в Сент-Луисе, Джозеф нашел работу репортера в немецкоязычной газете Westliche Post. Одновременно он усиленно изучал новый для себя английский язык. 1878 г. был отмечен для Пулитцера двумя важными событиями: он выгодно женился и, решив открыть собственное дело, купил газету The St. Louis Post-Dispatch, формат которой сразу же взялся менять. Он придумал проводить газетные кампании по различным поводам, часто сопровождавшиеся разоблачениями. Также одним из его нововведений было внедрение броских, кричащих заголовков. Изменения пришлись по вкусу читателям, тираж и прибыль издания заметно выросли.

В 1883 г. Пулитцер стал владельцем The New York World, где сконцентрировался на привлечении массового читателя среднего класса. Для этого он сделал газету, на страницах которой присутствовали материалы о коррупции среди политиков, журналистские расследования, всевозможные сенсации и подробности из жизни светского общества, а также немного юмора и рекламы. В The New York World впервые были использованы большие красочные заголовки, иллюстрации и сквозные статьи, имевшие несколько продолжений. За пятнадцать лет работы в The New York World Пулитцер увеличил ее тираж с 15 000 до 1 млн экземпляров и стал обладателем состояния в $20 млн. Однако на гребне успеха Джозеф Пулитцер был вынужден оставить свой пост: к 1887 г. он практически ослеп и не мог продолжать работать. Незадолго до смерти Пулитцер завещал $2 млн Колумбийскому университету. Бόльшая часть суммы предназначалась на организацию там школы журналистики, а остаток должен был пойти на премии для лучших американских журналистов.


Анна Коппола

Еще по теме